Два года тому назад вашему покорному слуге случилось на некоторое время обосноваться в Северной столице России. Жил я в обычной квартире стандартной питерской "хрущевки", которые, если верить многочисленным обещаниям тамошних властей, вот-вот должны снести, и на их месте быстренько наклепать "комфортабельные новостройки".
О пользе тонких стен

Так как большую часть своего времени я проводил дома, сидя за компьютером и строча очередные "опусы", то хочешь не хочешь, а приходилось слушать, что творится за стеной. То есть в соседней квартире. Стенки в "хрущевках" повышенной звукоизоляцией не страдают, поэтому даже самый обычный разговор по телефону, в котором принимал участие кто-либо из моих соседей, я выслушивал полностью, стоически пытаясь не отвлекаться от работы.

По моим наблюдениям, там жила вполне обычная семья: мама, любящая приложиться к бутылке, папа, практически не появлявшийся дома в трезвом состоянии, и дочка-тинейджер, которая выпить с матерью не отказывалась и после возлияния помогавшая родительнице гонять папашу по квартире, обзывая того последними словами. Жила там еще собака неизвестной мне породы, которой, в отличие от людей, не было ни слышно ни видно.

Так это все продолжалось достаточно долго, пока не появился в этой семье некто, совершенно не похожий на аборигенов. Через пару недель я наслаждался тишиной, иногда прерываемой невнятными и монотонными бормотаниями. Главное было то, что замолкла дочь. Потому что больше всего шума до этого исходило именно от нее. Мамаша с отцом периодически схватывались по вечерам, но дочка в потасовках участия не принимала. Мало того, судя по всему, она плотно закрывала за родителями дверь в собственную комнату, — ту, которая соседствовала с моей, — и вновь погружалась в бормотание.

Еще через три месяца все прояснилось. Участкового вызвала мать. Потом приехала "Скорая помощь". Чтобы вытащить из квартиры девушку, если можно было так назвать то грязное бритое существо с пустыми глазами и похожее на скелет, смирительной рубашки не потребовалось, хотя пьяная мать, размазывая сопли по мокрым щекам, настаивала именно на этом.

Дочь не сошла с ума. Она не стала наркоманкой. Она даже не банально спилась. Наоборот, вот уже почти четыре месяца она вообще не пила алкоголь и не курила. Просто девушка слишком рьяно поверила в черного бога Кришну, и помог ей в этом тот самый парень, у которого она один раз по неосторожности купила журнал с красивыми картинками и обещающий жизнь вечную и счастливую. В свою очередь, он оказался последователем тех, кого мы привыкли называть кришнаитами.

Явление Абхая народу

"Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада" родился 1 сентября 1896 года в Калькутте. Вообще-то по рождению его звали не так. Как в принципе и всех его последователей и учеников. Абхай Чаран Де — тоже замысловато для русского языка, но все же не так напыщенно.

Особенно что касается титула "божественная милость". Итак, Абхай прилежно изучает философию, экономику и английский язык в Калькуттском университете. После чего, в 1922-м, становится учеником одного из духовных лидеров традиции бхакти-йоги, имя и фамилия которого займут целую машинописную строку.

Исходя из завещания своего гуру, Абхай, после смерти первого, обязался распространять принципы "сознания Кришны" и донести до язычников — то бишь до англоязычных народов -- "политику партии". В 1947-м Абхай назвал себя Бхактиведанта, разошелся с семьей и стал монахом. С этого момента, добавив себе еще и титул Свами, он занялся созданием "Лиги посвященных" и засел за перевод и публикации отдельных текстов Вед.

Дальше — больше. Не успокоившись на создании "Лиги", Свами в 1965 году перебирается в Нью-Йорк. Так в самом центре Манхэттена появился странный смуглый старикашка, одетый в мантию шафранового цвета, который бесстыдно попрошайничал, обещая подавшим денежку обратить их в истинную веру. Особой популярностью он пользовался у хиппи, наркоманов и бомжей, праздно шатающихся по вечернему Нью-Йорку и с удовольствием глазеющих на необычное представление. Вскоре у Свами появились первые ученики, которых нужно было во что-то объединить. И в 1966 году Свами организовывает "Международное общество сознания Кришны". Пользуясь своим положением гуру, он теперь мог спокойно сесть за написание своих книг, в основу которых легли переводы священных индуистских текстов. А тем делом потихоньку "стричь купоны" с оболваненных загадочными терминами западных баранов.

Бхактиведанта умер в 1978 году, но так и остается духовным наставником кришнаитов во всем мире, несмотря на непрерывный ряд преемников учения "сознания Кришны". Кстати, сам Свами в бытность свою верховным гуру, был недоступен для большинства своих поклонников, которые очень надеялись хоть раз увидеть его. Он жил в комфорте и роскоши, которую так безжалостно критиковал во всех своих сочинениях.

В настоящий момент движением руководят 11 гуру, которые поделили весь мир на подчиненные им географические территории. При разделе мира после смерти Свами, территории, включавшие Советский Союз, Восточную Европу и Ближний Восток, отошли под единоличное "командование" очередной "божественной милости" по имени… приготовьтесь: Ом Вишнупада Парамахамса Парирайачария Астоттарасата Шри Шримад Харикеша Свами Махараджа Вишнупада. Свои называют его Харикеша Свами. Как и положено, настоящее его имя более чем обыденно для стандартного американского переселенца — Бобби Кампаньола.

Интересно, сам он может без запинки выговорить свой кришнаитский псевдоним? Ну да харе с ним! Гораздо более интереснее то, что он проповедует, тем более что это вполне может коснуться нас. Ведь ашрам кришнаитов в нашем маленьком городе, который попадает под юрисдикцию Харикеша, совсем рядом — на улице Кришьяна Барона.

Вперед, к победе кришнаизма!

Концепцию, которую при всей своей склонности к самокритике кришнаиты отстаивают, что называется "с пеной у рта", называется концепцией Ванашрама. Правда, непосвященных они в нее вряд ли посветят, т. к. документ этот сугубо для "внутреннего использования". Сей своеобразный манифест нового общества и государства сформулирован в книге Харикеша Свами. И чтобы вкратце прокомментировать его, я воспользуюсь данными президента Центра религиозных исследований, доктора философии и кандидата богословия Александра Дворкина, которые он приводит в своем учебнике по сектоведению.

"Прежде всего в концепции Харикеша Свами отвергаются основы демократии, т. е. те самые принципы, на которые кришнаиты ссылаются, защищая свое право на существование в плюралистическом обществе: "Поскольку в человеческом обществе отсутствует голова, безумные люди, которые не являются брахманами, ведут мир к мучительному разрушению… До тех пор, пока во главе человеческого рода не встанут брахманы, до тех пор не будет мира, счастья, удовольствия" (с. 106). Ах, вот оно как, оказывается! Брахманов нам еще и не хватало для полного счастья!

Кстати, о задачах СМИ при "новом порядке" у Харикеша говорится следующее: "В обществе Варнашрама информационный поток будет находиться под контролем брахманов. Это означает, что вся распространяемая СМИ информация должна будет соответствовать духовному стандарту" (с. 146).

А теперь, деятели СМИ, вам привет от "Харе Кришны": "Актеры, комментаторы, операторы и т. п. останутся шудрами — низшей кастой наемников, работающих за деньги. Однако все, кто решает, какое знание и информацию следует распространять: редакторы, журналисты, сценаристы или постановщики, должны быть брахманами, обученными тому, как управлять обществом" (с. 148). Ну вот, нас уже и посчитали! Короче, Меньшикова и Аль Пачино — в шудры, то есть в клоуны, Леонтьева с Доренко, милости просим, 16 кругов маха-мантры, голову обрить и в брахманы.

Возвращаясь к истории моей питерской соседки, теперь, после даже поверхностного ознакомления с доктринами Ванашрама, начинаешь понимать, как можно ухитриться так быстро и так серьезно изменить в человеке все. Для того чтобы более детально разобраться в том, как кришнаиты "работают" с молодежью, мы вернемся к этому вопросу в следующем номере.

Продолжение следует.

Подготовил Михаил ЩЕРБАКОВ

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!