Не хочу соглашаться с совсем пессимистично настроенными коллегами, которым кажется, что Эйнар Репше тайком примеряет на себя френч Иосифа Виссарионовича. Надо все же признать, что планы правительства (не)серьезно взяться за основные принципы работы чиновников, чтобы преобразовать бюрократию по своему образу, подобию и нуждам, будят во мне совершенно не ностальгические воспоминания о конце 1991-го и о годе 1992-м.

Тогда, в лихорадке внезапно полученной независимости и самоуверенности, происходило многое такое, о чем теперь неудобно вспоминать. Тогда ура-патриотическими лозунгами — мы снова хозяева на своей родной земле и сами можем устанавливать ее законы — маскировались как корысть и необоснованные амбиции, так и политическая безграмотность и человеческая простоватость — как в Сейме, правительстве, самоуправлениях, так и в полиции и прочих структурах, где энергичные ребята с помощью одной лишь националистической риторики могли легко получить форму и табельное оружие.

Обеспечь президента работой

За исключением профессиональных популистов и их затуманенных поклонников, никто из реально мыслящих людей в Латвии не возражает против континентальной правовой системы или принципов справедливого суда как таковых. У нас, как в любом нормальном государстве западной цивилизации, любой уголовник — и пойманный на месте преступления вор, и убийца, и насильник — имеет право на защиту, на обжалование приговора в высшей инстанции, на прошение о помиловании, обращенное к главе государства. И на презумпцию невиновности — в своем юридическом статусе! — до провозглашения приговора суда. (Я уверен, что общественность и журналисты имеют неотъемлемое право на моральное осуждение схваченного за руку преступника, вправе напомнить ему о его преступлении даже в том случае, если с помощью юридических манипуляций он смог избежать заслуженного наказания.) Почему чиновники сделались париями нашего общества, на которых не распространяются элементарные правовые нормы?

Неужели они едят на завтрак малых детишек, а по ночам отравляют наши святые источники? Правительство, позволив себе счесть нормальной практикой, что премьер-министр может единолично, не допуская обжалования, принимать решение о снятии чиновника с должности, готово отбросить Латвию по меньшей мере на десять лет назад. У такой коалиции существуют проблемы не только с юридической эрудицией и правовой культурой, но, кажется, и со здравым смыслом. Конечно, в Новом времени и других партиях есть опытные, знающие и реально мыслящие политики. Но вряд ли критические голоса прозвучат во фракции, где все депутаты в долгу перед Репше за их избрание. Или в коалиции, где партнеры в долгу перед премьером за доступ к власти и должностям. Возникает уверенность в том, что упорно игнорируются как оппозиция Сейма, так и средства массовой информации, которые не стараются отыскать себе местечко в новых временах.

Хотелось бы надеяться, что у президента страны достаточно сознания гражданского долга, чтобы выступить против правового нигилизма, не подписывать безграмотные законы и объяснить общественности бессмысленность революционных преобразований. Иначе у людей сложится впечатление, что премьер по-прежнему входит в Рижский замок с пистолетом за пазухой, держа на мушке как главу страны, так и ее советников.

Призрак дышит в затылок

Могу понять партию Новое время и ее партнеров, панически боящихся провала. Нехватка у дебютантов знаний, опыта и политической культуры стала очевидна не только для критиков коалиции, но и для самих новичков. Чтобы сформировать правительство, премьеру пришлось, и далее еще придется, проглотить не одну жабу. Думаете, приятно быть в товарищах с человеком, которого его родная партия на время выборов запихнула подальше в чулан, чтобы не отпугивал избирателей? Руководителю правительства для восстановления самоуважения и авторитета органически необходимы энергичные действия. Как говорят русские: бей своих, чтоб чужие боялись. И Репше бьет. Своих, нужных, без которых он будет как без рук. Возможно, правительство опасается саботажа — ведь чиновничество сформировалось в то время, когда в политике доминировала Latvijas cels.

Своих людей на должностях расставил и Андрис Шкеле. А может, это боязнь вымышленных призраков? "Путейцы" слишком заняты своими собственными проблемами и слишком бессильны, чтобы быть кукловодами для чиновников, которые наверняка скоро станут в массовом порядке покидать сию партию, если еще не успели этого сделать. У нормального бюрократа лояльность к Шкеле проходит сразу же после отстранения того от рычагов настоящей власти. Конечно, есть множество членов новых партий власти, которые чувствуют, что заслужили для себя должность, проявив лояльность и усердие в кампании, — только какова их профессиональная квалификация? Надежный и искренний неуч принесет гораздо больше вреда, чем самый двуличный, самый лживый, нечистый на руку и ленивейший профессионал…

Прежде чем бить горшки, премьеру стоило бы взять пару частных уроков по теории бюрократии, хотя бы у профессора Латвийского университета Микелиса Ашманиса или у другого преподавателя политологии. Чиновничество было и является основой государственного управления как в древнем Междуречье, так и в Гонконге с его максимальной экономической свободой. Различные революционные эксперименты по преобразованию государственного механизма неизбежно ослабляют самих реформаторов. И Репше пилит сук, на котором сидит.

Ликование застряло в горле

Чувствуется, что новых политиков утомляют правовые, конституционные и парламентские правила государственной игры. Честь служить Латвии — но не ее демократии и конституции. Их влечет соблазн упростить государственный механизм до вертикали власти, только не президентской, как у восточного соседа, а премьерской. Кроме того, есть опасность, что игнорирование правовых норм и политической культуры вызовет наивное удовлетворение и восторг у большой части общества. Весьма возможно, что и у многих читателей нашей газеты. У тех людей, которые уверены, что их нищета, действительная или выдуманная, порождена чрезмерной демократией, которые желают порядка (а это им обещал Шкеле еще перед 7-м Сеймом), завинчивания гаек.

Чиновников никто не любит, их непрерывно высмеивают, и можно только радоваться, что есть еще таможенники. Но нам надо преодолеть сегодняшние обиды и представления о чиновничестве как о постоянном зле. Государство не может обойтись без чиновников и таможенников, как и без налогов — и без законов, защищающих государственных служащих от правового произвола в той же степени, как и любого гражданина.

Если мы позволим цвести таким цветочкам, каковы же будут ягодки? Правительство, быстро запутавшись в своем бессилии проводить реальные преобразования и улучшения, примется за все новые внешние перестройки, что еще больше ухудшит положение… Мне совершенно не хотелось бы, чтобы оказались правы мои пессимистичные собеседники, и нам пришлось бы услышать, как премьер объясняет правовой беспредел правительства фразой: "Лес рубят — щепки летят". _ Различные революционные эксперименты по преобразованию государственного механизма неизбежно ослабляют самих реформаторов. И Репше пилит сук, на котором сидит.

Материалы публикуются в сокращении. Перевод "Телеграфа"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!