Основа этих комментариев — информация, полученная с помощью общественной организации "Защита прав жильцов денационализированных домов" (директор Д.Тиме). Ясно, что государство ни в малой мере не достигло "такого уровня, когда исчезнут конфликты между жильцами и домовладельцами" (Я.Лагздиньш), что срок в семь лет не решил проблем и не избавил от "необходимости обращаться в суд" (А.Грутупс).

Знаю, что есть и другие сюжеты, в которых "плохими" могут оказаться и жильцы. Но одно дело, когда "не достигли" и "не решили", и совсем другое — когда не было желания достигать и решать, когда законы и правила, в которых интересы одних защищались куда активнее, чем других, привели, с точки зрения прав человека, к весьма сомнительной ситуации для большей части жильцов — арендаторов в денационализированных домах. Эти люди, пусть даже часть из них, не считаются бедными, сейчас свой социальный статус нередко видят между инвалидами, малообеспеченными, бывшими заключенными и т.д.

Статистика успокаивает: в Риге всего 12% живет в денационализированных домах, а в Резекне только 2% — это, конечно, хорошо, но куда лучше было иметь оценку конкретного жилого фонда и доступный для всех слоев общества рынок жилья.

К тому же статистика не сулит арендаторам ни- чего хорошего: в Риге стоит в очереди более 6000 семей, немедленно надо выделять квартиры 2022 семьям, а в целом требуется примерно 10 000 квартир, незаконно занято — 386, в прошлом году выделено — 690. В этом году планируется предоставить 1114 квартир. В судах находится примерно 500 исков от домовладельцев к арендаторам.

Партийная демагогия может уклониться от ответов на эти вопросы, но государство (!) должно думать об этой проблеме, как о национальной проблеме, как о факторе этнического давления. У этих жильцов (в основном, латышей) не было возможности приватизировать свои квартиры за сертификаты, а те, у которых такая возможность была, приобрели себе квартиры в спальных районах при помощи пронырливых маклеров. Вывод: мы больше не являемся хозяевами на своей земле. Эти арендаторы лишены возможности компенсировать свои потери в случае смены домовладельца, как это предусматривает Гражданский закон.

Восстановление прав собственности в Латвии не связано с обязательствами владельцев соблюдать все (!) условия арендных договоров, как это делается в Эстонии. Даже заботы о малообеспеченных и неспособных работать (см. статьи 28 и 36.1 упоминавшегося закона) оказались лицемерием, ибо они попрежнему на шее у хозяина. Без квартиры этих людей нельзя оставлять, но, если даже вступит в силу неблагоприятный для них судебный приговор, они могут и дальше жить в своей квартире, пока самоуправление не найдет для них другую. То есть бесконечно.

Реформа собственности происходит за счет жильцов денационализированных домов. Общая рыночная стоимость переданной жильцам жилой площади превышает 350 млн. Ls (3,5 млн. кв. м по 100 Ls за метр), но у владельцев денационализированных домов нет возможности компенсировать те затраты, которые вложены в сохранение жилого фонда. Можно сказать, что жильцы в той или иной форме спонсируют домовладельцев. То есть до войны одним из источников средств для строительства многоквартирного дома был кредит в банке под залог этого недвижимого имущества, что и вписывалось в Земельную книгу.

Господин Висвалдис Варкалис в 1939-1940 годах работал Рижском окружном суде, где наблюдал, как перед вступлением в силу Указа Президиума Верховного Совета ЛССР от 28 ноября 1940 года о национализации больших домов, большинство многоквартирных домов уже были заложены. Об этом он поинтересовался в 1993 году и получил ответ от председателя Государственной комиссии по вопросам денационализации И.Кауженса, в котором его точка зрения подвергалась сомнению. "Поскольку не сохранились документы об этих задолженностях, приняты законы, которые не предусматривают связи денационализации и возвращения домовладений с выяснением вопросов о долгах" (И.Кауженс). То есть часть "родителей сегодняших жильцов кредитовала часть родителей сегодняшних домовладельцев. Так как неизвестны требования кредитора, а любое бесхозное имущество принадлежит государству, выходит, что Латвийское государство, денационализировав дома, отягощенные долгами, в большей части просто подарило их сегодняшним владельцам" (Висвалдис Варкалис).

Перед лицом закона и в суде все равны. Но как быть, если один диктует условия, а у другого нет свободы действий. Случается, что православному доводится жить в женском католическом монастыре, другой всю ночь слушает, как за стенкой в казино играют в бильярд, а третьему приходится ходить в туалет через помещения фирмы и еще платить за это. "Предлагаемые цены за квартиры и их количество отве- чают западным ценам и западным условиям — но у них нет ни малейшей связи с платежеспособностью большей части жителей страны и регулируемым количеством квартир на свободном рынке" (Висвалдис Варкалис). И так далее. По всей видимости, те, кто стоит у власти, поистине хотят самую неурегулированную проблему в области человеческих прав (право на крышу над головой) решить массовым нарушением других человеческих прав.

Материалы публикуются в сокращении
Перевод "Телеграфа"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!