Очень хочется верить, что единым фронтом удастся встряхнуть производителей лекарств и добиться снижения цен на невыносимо дорогие медикаменты, особенно на оригинальные препараты — в этом случае деньгами того же государства возможно будет оплачивать лекарства большему количеству больных. Или хотя бы доктора смогут тогда вместо дешевых и малоэффективных лекарств выписывать бесплатные рецепты на гораздо более действенные медикаменты.

Рынок в самом деле пора упорядочить. И куда легче станет бороться с производителями, если будет известно, что в соседнем государстве этот самый производитель сбросил цены процентов на пятнадцать или с самого начала лекарство у него стоило куда дешевле.

Но многомиллионный фармацевтический рынок полон подводных камней. Многим и очень многим жителям предписано хотя бы раз в день принимать таблетку, ампулу или пилюлю.

Можно спорить о лекарственной зависимости и побочных эффектах, но здоровье таково, каково оно есть, и при сегодняшнем сомнительном и неэффективном состоянии здравоохранения мы не "отремонтируем" за короткое время большое количество страждущих.

Всем им лекарства будут нужны и в следующем году. Но обещать что-то обнадеживающее не получится: с 1 января цены на лекарства могут заметно взлететь.

В первую очередь из-за ожидаемого налога на добавленную стоимость — раньше лекарствами можно было торговать и без него, а сейчас цены поднимутся на 9%. С рынка может исчезнуть часть местных производителей лекарств, поскольку с 1 января правительство будет требовать высокого качества производства, а знаменитые сертификаты GMP пока есть только у одного производителя, да и то не на все производства.

Тем же, кто будет бороться за свое существование, придется вкладывать деньги в организацию производства, платить за экспертные проверки GMP и за сами сертификаты. Но откуда взять средства? Билл Гейтс и Джордж Сорос не будут возиться с фармацевтами маленьких банановых государств. Придется все же повышать цены. Мало того, хотя, по данным прошлого года, удельный вес лекарств западного производства в Латвии по сравнению с Литвой и Эстонией был выше, чем отечественных препаратов, фармацевты заметили, что дешевые медикаменты неумолимо исчезают из аптек. Может, производители недорогих препаратов не заинтересованы платить высокую цену за регистрацию лекарств на столь маленьком рынке, может, не удается найти общий язык с теми, кто регистрирует, но аптекарям приходится все чаще ломать голову, какое болеутоляющее лекарство посоветовать тетушке, которая еле наскребла 15 сантимов. Больше денег у нее нет, и тут не помогут никакие организованные фирмами рекламные кампании, насколько вредны старые болеутоляющие средства и как хороши новые. Те, которые в десять раз дороже.

Может быть, с помощью внесенных в правительство поправок к правилам Кабинета министров удастся снизить хотя бы аптечные наценки и в бюджете будущего года отвоевать еще какой- нибудь миллион для компенсации расходов на лекарства.

Материалы публикуются в сокращении. Перевод "Телеграфа"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!