Прагматизм растет

Если анализировать Латвию как мультиэтническую и мультикультурную страну, то необходимо учитывать весь этот многообразный спектр. Если же остановимся на самой актуальной проблематике русской общины, то первым делом надо постараться не мерить всех на один аршин, руководствуясь самоуверенностью. Латгальский старовер и юный национал-большевик, президент большой фирмы, награжденный орденом Трех Звезд, и загадочным образом разбогатевший сотрудник российской службы безопасности так же разнятся между собой, как латышский нувориш и обнищавший обладатель тесемочки вместо галстука. И было бы большой смелостью безошибочно сгруппировать, оценить или эмпирически противопоставить членов правящей политической элиты. Но в силу нескольких озвученных и широко растиражированных тезисов ясно видно, что русские Латвии, так же как и все общество, цапаются и грызутся между собой, объединяются в группировки и поляризуются.

И на выборах Сейма этого года использование русского фактора не будет монополией одной-единственной политической партии. Претензии партии даугавпилсского мэра Эйгимса — серьезный вызов тем, кто до сих пор скрупулезно придерживался правого либерализма или прорусского левого крыла. Одновременно становятся заметны растущий прагматизм нового поколения и понимание со стороны русской интеллигенции внешних и внутренних приоритетов Латвии, которые вряд ли успела во всем объеме рассмотреть и оценить та часть читателей, которые хранят верность лишь латышской прессе. Между прочим, новые граждане куда чаще (55%), чем неграждане (34%), выражают удовлетворение тем, как в Латвии развивается демократия.

Правильные и неправильные мысли

Газета "Час" без каких-либо комментариев опубликовала тенденциозную статью о Латвии из канадского издания The Globe and Mail, в которой есть и такой вывод: "Этнические русские Латвии рассказывают, что чувствуют себя дискриминированными на земле, которую считают своим домом". К тому же их "преследует языковая полиция". Точка — и все. Но тут же рядом помещена беседа с лидером неправительственной организации "Русские Запада" Дмитрием Николаевым, предваряемая длинным редакционным разъяснением, как надо правильно понимать его неправильные мысли.

"Русские Запада" — это не "Равноправие", не Социалистическая партия, представители которых есть и в Рижской думе и в Сейме. Она была создана семь лет назад как объединение русских интеллектуалов, выразителей определенного менталитета. В ее уставе, если проводить параллели с Сеймом, особо подчеркивается, что число членов не должно превышать сто человек. Как проинформировал Neatkariga Rita Avize Николаев, "сегодня нас 56 человек, среди которых есть три ректора вузов".

Упомянутое интервью на страницах "Часа" — может быть, одно из немногих проявлений общественной активности, которое адресовано местному русскому сообществу, а оно, конечно, ежедневно получает обильную информацию о неустанной борьбе депутатов объединения левых сил ЗаПЧЕЛ в защиту позиций русского языка, по направлению в Страсбург дел Подколзиной и Сливенко и тому подобных коллизий. Менталитет и государственное осознание, которые предлагают Русские Запада, как-то не вписываются в эти приоритеты — и даже неприемлемы.

А как же иначе, если интервьюируемый априори назван донкихотом и объявлено, что его точка зрения годится лишь для "личного употребления". И еще сказано, что "Николаев не любит русскую прессу", против чего он сам решительно возражал.

Вступать или не вступать Латвии в НАТО? Как в интересах интеграции общества терпеливо содействовать "олатышиванию" русских, ассимиляции представителей других народностей? Что опаснее для Латвии: тиражируемый каким-то издателем национализм или воинственность национал-большевиков? Ответы на эти вопросы в латышской и русской прессе нередко бывают диаметрально противоположными.

Монолитен ли монолит?

Но и Ассоциация русских обществ Латвии (АРОЛ), которая объединяет примерно 30 различных организаций, не представляет собой единое и монолитное образование. Это подтверждается шумом, который подняла русская пресса по поводу лидера Русской партии члена Рижской думы Михаила Гаврилова. "Партии одного человека", как теперь ее часто называют те же оппоненты Николаева, конечно, трудно надеяться на массовую поддержку. Остается сделать вывод, что "гавриловцы" в ослабленном составе доставляют неудобства и стратегам ЗаПЧЕЛ, которые за счет экзальтированного подхода к этническим проблемам всеми силами стараются создать единый блок членов партии и беспартийных.

Именно это и плюс обострение социальных проблем могли бы обеспечить "юрканцам" в 8-м Сейме большее число мандатов, чем они имеют сейчас. Как считает руководитель объединения Русские Запада, сейчас Равноправие специально активизировало деятельность членов своей партии в русских организациях, чтобы те заняли в них какой-то определенный пост. В то же время не всюду, в том числе и в Даугавпилсе, неправительственные организации хотят в такой мере политизироваться.

"Русская аудитория пока еще не структурирована, но этот процесс идет", — считает Николаев. Это означает, что будет еще больше спекуляций, дискуссий и перетягивания каната за кулисами предвыборных соревнований.

Приверженность русской прессы объединению ЗаПЧЕЛ и поддержку его с чисто меркантильной точки зрения разъясняет журналист Александр Шабанов: "…расширение и стабилизация роли русского языка означает постоянные или растущие доходы русских масс-медиа". Если так, то лучшее решение — законсервировать свое незнание латышского языка, обеими руками держаться лишь за два источника информации, замедлять темпы натурализации. Но частые ссылки сторонников Юрканса на европейскую практику, на стандарты Брюсселя и Страсбурга свидетельствуют об обратном. Так кто же тут лицемерит?

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !