Наверное, сейчас нет более неблагодарной работы на транспорте, чем кондуктор. В часы пик в салоне не протолкнуться, зимой холодно и сыро. Пассажиры тоже не сахар. Зайдет какой–нибудь разухабистый молодой человек, и вместо того чтобы проезд оплатить, начинает хамить.
За смену по салону вперед–назад кондуктор пешком проходит по 5 километров. А как оплачивается эта нервная работа? За час кондуктору начисляют 48 сантимов, что в месяц составляет 80–90 латов "на бумаге". Еще по 3–8 сантимов — "за стаж". Премия "за культуру обслуживания" — 7 сантимов в час, ее снимают за малейшую провинность. Солидную часть мизерной получки составляют доплаты, которые от самого работника мало зависят: 3% от выручки и еще 15% — от суммы перевыполненного плана по выручке. Хоть на улицу выскакивай и пассажиров силком в автобус сажай… Если пассажиры предъявляют карточки, выручка — ноль.

Может, лучше заменить критерий "сбор выручки" на "сложность маршрута", как у водителей автобусов? Ведь главное — пассажир оплатил проезд, а уж купил одноразовый билет или проездной на весь месяц, не важно. Деньги ведь все равно в кассу предприятия поступили. А доплату логичнее ввести за количество монет различного достоинства. Ведь принять одной монетой 20 сантимов и выдать билет — одно, а пересчитать 20 односантимовиков — совсем другое. Или сдачу с 5 латов выдать.

Благодаря кондукторам уменьшился вандализм в транспорте. Если раньше лишь в 1–м троллейбусном парке заменой испорченных сидений каждую ночь занимались трое рабочих, то сейчас изрезанное сиденье — чрезвычайное происшествие.

Кондуктор в салоне — и кассир, и добрая справочная, которая всегда подскажет, где лучше выйти или пересесть в другой транспорт. Эта работа с людьми требует недюжинной выдержки и должна оплачиваться достойно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!