Пока он не обратил внимания на вас!
Аппетит приходит во время беды

Передо мной пациентка — молодая, интересная, полная женщина. Полнота и явилась поводом для ее визита.

— Доктор, мне стало неприятно смотреть на свое отражение в зеркале, потому что себе я такой не нравлюсь. И одежду приходится покупать не ту, что хотелось бы, а ту, которая помогает скрыть недостатки фигуры.

— Изменилось ли в последнее время ваше питание?

— Заметила, что стала больше есть, когда волнуюсь.

— Когда вы это заметили?

— Года два назад — когда разводилась. Было очень тяжело. Ходила вокруг холодильника. Никак не могла успокоиться. Потом это повторилось, когда пришлось оставить любимую работу. Очень переживала. Рука сама тянулась к еде. Поешь — и вроде полегче…

Многие из нас могли бы вспомнить аналогичные ситуации и связанные с ними странности пищевого поведения. Дело в том, что в периоды тяжелых переживаний автоматически срабатывает защитный механизм, сформировавшийся в процессе эволюции. Это благо. Но оно таит в себе опасность, так как, когда переживания повторяются, наслаиваются одно на другое и сильны настолько, что человек не в состоянии с ними справиться, то оно превращается в свою противоположность и становится фактором риска формирования пищевой зависимости.

Обострение внутренних противоречий и "зацикленность" на своих переживаниях, связанных с избыточной массой тела, приводят к нервным срывам. А выплескивание негодования на своих близких только усугубляет сложившуюся ситуацию, загоняет в психологическую ловушку. Мысли ходят по кругу: чем безотраднее человек себя воспринимает, тем больше отрицательных эмоций выплескивает, и чем негативнее его воспринимают окружающие, тем хуже он себя чувствует, и так без конца.

Айсберг проблем

Избыточная масса тела это только часть проблемы. Другая же ее часть лежит в духовной плоскости. Она обусловлена не полнотой жизни и полнотой тела только прикрыта. А поскольку ее корни находятся глубоко в подсознании, осознанию — переводу в сознание — они поддаются очень трудно: ведь защитная модель реагирования срабатывает автоматически, на уровне спинного мозга.

Природа питания двойственна. Она состоит в удовлетворении голода и в наслаждении вкусом пищи. Когда голод и аппетит совпадают, тогда достигается полнота наслаждения едой. А чем больше наслаждение, тем лучше усвоение пищи. При правильном питании первичным импульсом, побуждающим к еде, является чувство голода. При неправильном происходит смещение акцента с голода на аппетит. Вся трудность соблюдения чувства меры происходит от обманчивости аппетита. Многие понимают, что хотят есть не желудком, а головой, но поступают вопреки этому.

"Ложечку за бабушку"

Привычки питания формируются в семье. Недостаточный уровень культуры, в том числе и культуры питания, сказывается на детях, которых уговорами, угрозами, а чаше всего собственным примером взрослые приучают к перееданию. Выражения типа: "и ложечка за бабушку", "пока все не съешь — из-за стола не встанешь", знакомы многим.

Как правило, в эти моменты взрослые не задумываются о реальных потребностях ребенка. Но, как гласит поговорка, дети растут не от еды, а от радости. К тому же достоинство ребенка не определяется количеством съедаемой им пищи. Приучение к перееданию — медвежья услуга.

Навязчивое стремление взрослых накормить ребенка любой ценой обусловлено пережитым ими в детстве аналогичным давлением. Принуждение к еде недопустимо.

Природа ощущений

Существует закономерность между интенсивностью ощущения и интенсивностью вызывающего его воздействия. Ощущение удовольствия во время еды нарастает только до определенного уровня, а потом идет на спад. А это значит, что наслаждение не зависит от количества съедаемой пищи. Это подтверждается ощущением легкости в желудке, после того как человек прекращает еду на "взлете" удовольствия, или тяжестью и отупением — если он переел.

Еда доставляет одно из самых больших удовольствий в жизни. Чтобы получать его в полной мере, надо тонко чувствовать равновесие между голодом и аппетитом во время трапезы. Человек, который четко знает свою собственную меру удовольствия, не полнеет, так как не доводит свое удовольствие до пресыщения. Это обеспечивает адекватное возмещение энергетических затрат организма, но требует от человека умения настроиться на еду и вовремя остановиться.

Ведь нарушение пищевого поведения начинается с того момента, когда основным мотивом для принятия пищи становится не насыщение, а получение удовольствия, жажда которого превышает пределы разумного и приводит к перееданию. Когда желание повеселиться ограничивается желанием поесть, а потом похудеть, ни в чем себе не отказывая, тогда можно считать пищевую зависимость сформированной. А это уже проблема, причем влекущая за собой другие. И одна из них — уподобление своей жизни участи Сизифа. Не стоит вынуждать себя катить по жизни, словно камень, свою собственную избыточную массу. Лучше обратить внимание на свой аппетит, пока он не обратил внимание на вас.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !