Прошу прощения за резкость, но не за смысл сказанного: осточертело слушать и читать весь этот полный бред о пользе так называемой реформы–2004!
Как все приличные люди, защитники образования на родном языке ТРЕБУЮТ улучшения преподавания латышского языка в школах нацменьшинств, потому что такое преподавание очень далеко от совершенства: отвратительные доморощенные методики, оторванные от реальной жизни темы, занудство и полное отсутствие учета другой ментальности учащихся. Вот и занялись бы этой проблемой, ведь действительно знать латышский никто не отказывается.

Однако пока в борьбе латышского языка с русским давно победил английский! Потому что у английского уже сейчас сфера применения — весь цивилизованный мир и большое будущее, а многолетний опыт его преподавания иностранцам многообразен и рассчитан на каждую категорию изучающих: детей всех возрастов, представителей всех профессий, туристов и т. д. Причем многие темы преподносятся с юмором (с чем у представителей министерства так называемого образования плоховато), интересно, на живых примерах. Во всех магазинах полно словарей и пособий, чего не скажешь о литературе по изучению латышского. Английский легко запоминается, а главное — никто не ужасается акценту и ошибкам в любой стране, где люди общаются на английском: немного говоришь — хорошо, хорошо говоришь — молодец! Приятно язык совершенствовать.

Ничего подобного нет при изучении латышского. Сколько раз приходилось слышать от многих, старавшихся изо всех сил выучить язык: "Ну, мне сказали, что у меня ужасный акцент, ошибки, так нельзя". А, собственно, почему? Не у всех абсолютный слух и способности к языкам, и если человек говорит с акцентом или делает ошибки, значит, он не шпион. Ведь только засылаемых шпионов (разведчиков) учат говорить неотличимо от местного населения. А раз мы тут говорим слегка неправильно, значит, мы не шпионы, хотим здесь жить и работать и дать своим детям возможность быть конкурентоспособными. Захотят учиться в местных вузах (если захотят!) — жизнь заставит освоить нужную терминологию. Классный специалист и на родном языке не всегда излагает, как Цицерон, но дело–то делает на высоком профессиональном уровне! При чем здесь вообще знание языка?

Ивот тут как профессиональный переводчик могу доказать, что латышский язык достаточно беден, особенно в терминологическом плане. Не случайно даже огромная армия юристов еще должна придумывать на латышском многие выражения, не говоря уже о точных дисциплинах. Чем и занялись бы, чтобы не позориться при вступлении в ЕС и НАТО, а то 70 человек не могут послать в Брюссель — не хватает специалистов–переводчиков среди самих латышей. Моя подруга вышла замуж за шведа, освоила шведский, поступила в медицинский институт. И тут выяснилось, что почти все преподавание идет на английском, потому что лекции читают специалисты со всего мира, а практику студенты проходят в лучших клиниках США и Великобритании. А разве в нашем сейме все депутаты получили образование на латышском? Вике–Фрейберга тоже не латышскую школу и вуз окончила, и что?

Я уже не говорю о всех законах божеских и человеческих, но хоть одну заповедь регулярно стоящие в церкви на всех государственных праздниках члены правительства и сейма знают? "Не желай другому того, что не пожелал бы себе". Столько лет они рыдают над последствиями "оккупационной русификации" (кстати, учили русский совершенно бесплатно), так почему хотят узаконить насильно латышизацию? Логики — ноль.

Здесь важен еще и психологический аспект. Латышский язык имеет употребление только в Латвии: отъехал на 100–200 км, а дальше — тишина. Теперь Европа открыла двери, где, если честно, мало кто знает, что такое Латвия. Ладно Латвия — маленькая страна, молодая. Но вот как–то пришлось поговорить с Михаилом Козаковым, который уехал в Израиль, методом "чугунного зада" выучил иврит, играл там в театре на великом древнем языке Библии… Он сказал: "Я люблю этот язык. Он прекрасен, но пересек границу, и язык закрылся. Надо переходить на другие языки. А играть на родном я могу все–таки лучше".

Г–н Шадурскис должен знать закон математики, что все малые величины стремятся к нулю. Если каждый четвертый на Земле — китаец, то надо считаться с тем, что лет через 10 кроме родного языка и английского придется учить китайский, а роль малых языков вроде латышского и прочих сведется к минимуму. Так стоит ли так давить на "инородцев", ведь все равно родным языком латышский им никогда не станет, а о пестиках и тычинках они и на родном языке забудут сразу после контрольной работы.

Можно и нужно учить латышский, но нельзя делать из него священную корову. В природе человека заложен богом (космосом, высшим разумом — кому что нравится) протест против насилия, так пусть же не уподобляются наши политиканы педофилам. Иначе какую же личность сформирует такое обучение? Да, дети приобретут определенный уровень знания (далеко не все) латышского языка, но утратят высочайший уровень интеллекта, который достигается только владением родной речью.

Не надо лгать и насчет интеграции. Куда нам предлагают интегрироваться? В госструктуры? Там своих национально озабоченных тысячи. Обычный человек, имеющий хорошую профессию, в чиновники не пойдет — у него есть любимое дело. Со своими коллегами по работе общий язык он всегда найдет и уважать будет специалиста, а не правильно артикулирующего благоглупости профана. В культурную среду? Мы и так в ней давно чувствуем себя спокойно. В латышское общество, но в какое? В общество защитников национальных партизан или любителей легиона SS? Многие праздники мы и так отмечаем в компаниях, где давно забыли, кто какой национальности. А в таких сферах, как спорт, искусство, давно полный интернационал. Пока же почти половину населения Латвии политики полностью игнорируют, слово "интеграция" носит абсолютно абстрактный характер. Оно существует для отчетной галочки перед Евросоюзом, а в реальной жизни интересы двух общин давно разошлись, благодаря таким деятелям, как Табунс, Гринблатс, Добелис и иже с ними, которым порядочные люди не должны подавать руки. Странно, что им пока еще никто не "начистил чайник". А вызвать на дуэль субъектов, ведущих себя столь плебейски, этикет не позволяет.

Если же они так заботятся о народе, пусть сначала разберутся с десятками маленьких сельских латышских школ, где дети учатся только до 10–го класса, потому что это школы–девятилетки. Детей в них с хуторов возят на автобусах за 10 и более км от их домов, а чтобы продолжить учебу в 10–12–х классах, нужно уезжать в город. Раньше там были интернаты, а теперь дети должны жить на частных квартирах и, естественно, платить за них. А чем платить, если родители нигде не работают, ведя кое–как натуральное хозяйство? Уже сотни латышских детей после 9–го класса нигде не учатся и не работают: кто возьмет на работу 15–летнего подростка без образования, да и какая работа в сельской местности?.. О какой тогда конкурентоспособности может идти речь, если даже латышская молодежь не может поступать в вузы, имея 9–классное образование! А тут прямо слезы выступают от заботы о русскоязычных детях. Но если им навяжут совершенно бесперспективное образование на неродном языке, после 9–го класса неучей будут тысячи! И вот тут осуществится мечта политиков — будет полная интеграция представителей всех национальностей–маргиналов. Получается, что латвийские горе–реформаторы не способны прогнозировать даже ближайшее будущее. Так пусть лучше сами сойдут с дистанции, пока их не "сняли с пробега" за узколобость хуторского мышления. А "русскоговорящие", даже дети, ясно видят перспективу, осознали свои цели и не отступят! За ними правда, и именно им вместе с нормальными людьми всех национальностей строить по–настоящему демократическую и процветающую Латвию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!