Для многих из нас бракосочетание вспоминается как "самый лучший день из многих тысяч дней". О том, что демографическая ситуация в Латвии катастрофическая — говорилось и писалось не раз. Каждому ясно — между числом вступающих в брак и количеством новорожденных есть связь (Не такая прямая, как прежде, но все-таки…)
С начала года в Даугавпилсе зарегистрировано 188 пар, из них 9 браков заключено с иностранцами. Всего за первое полугодие 2004 года в Латвии зарегистрировались 9989 молодоженов. На первый взгляд — немало. Но стоит сравнить с 1987 годом, когда число браков за шесть месяцев составило 25 тысяч, как ясно становится, что намного меньше стало женихов и невест. При этом учитываются не только пары, регистрирующиеся в загсах, но и те, которые венчаются в церкви. Вот уже скоро 11 лет, как венчание в храмах основных конфессий признается официальным. Священнослужители в течение 14 дней предоставляют сведения в загс, и данные о церковных браках, наряду с остальными, заносятся в компьютер.

Хоть и принято считать, что "браки заключаются на небесах", но где только их не регистрируют! К примеру, за эти полгода девять браков оформлено в тюрьмах. В Гривской тюрьме для церемонии предназначена небольшая комната площадью около 8 кв. метров. Из обстановки — письменный стол со стулом и два стула для жениха с невестой. В "Белом лебеде" обстановка еще скромней.

Некоторые любят "покруче"

В настоящее время идет изменение законодательства. В частности, раньше гражданам и постоянным жителям Латвии можно было вступать в брак лишь по месту прописки одного из будущих супругов. Сейчас же в их распоряжении вся Латвия. Еще одно изменение касается того, что браки можно заключать не только в помещениях загса, но и в других, приспособленных для этих целей. Чем и пользуются. К примеру, если позволяет кошелек, то снимают Рундальский замок и расписываются в одном из залов прекрасного творения Растрелли. (По неофициальным сведениям, час аренды обходится в 200 латов. А что делать? Надо же как-то выживать и замку).

Другое дело, что есть любители экстремала, насмотревшиеся американских фильмов. То они в самолете хотят брак заключить, то под водой. На такие претензии работники загса резонно отвечают, что ни в самолете расписывать не будут, ни на парашюте с документами и печатями прыгать не станут, ни под воду не полезут. Даже на живописную лужайку не выедут. Представьте: а вдруг пойдет дождь — все официальные бумаги раскиснут. (Так додумаются в хлеву или в клетке у тигра регистрироваться. Что, и туда работникам загса лезть?)

Печальное начало и "happy end"

Как-то пришла молодая пара подавать заявление — милые, юные влюбленные. Прошел месяц. Было сшито белое платье, заказан свадебный кортеж и торжественный ужин в ресторане, куплены кольца. За день до церемонии в загс прибежали бледные от ужаса свидетель и жених. Они сообщили, что все отменяется. Красавица-невеста Наташа попала в жуткую автокатастрофу, получила серьезные травмы, множественные переломы ног. Только-только сделали операцию. Неизвестно, сможет ли она ходить. Скорее всего, останется на всю жизнь калекой. Так что о регистрации придется забыть. Заведующая загсом Ирэна Фолкмане спросила у жениха, совсем ли он отказывается от брака или хочет подождать до выздоровления Наташи. Тот со слезами на глазах кинулся уверять, что не бросит любимую ни при каких обстоятельствах. Тогда заведующая загсом предложила ему регистрацию прямо в больничной палате. Он согласился, ни минуты не раздумывая. На следующий день, взяв необходимые документы, Ирэна Фолкмане отправилась в больницу. Там уже находились родители невесты и жениха и свидетели. Нарядный жених держал в руках пышный букет. Только вот невеста лежала на больничной койке, с ногой в гипсе, подвешенной на вытяжку. Бледненькая, в больничном одеянии, но все равно нежная и прекрасная. Церемония бракосочетания состоялась. Гости в ресторане собрались за праздничным столом, невесты там не было, только на стуле лежала ее фата… Через месяц в загс Наташа пришла с мужем. Медики травматологического отделения постарались на совесть — девушка ничуть не хромала. А то, что на свадьбе вместо нее была только фата, ничуть на помешало счастливой семейной жизни. Зато Наташа теперь знает, что на мужа можно смело положиться — не предаст.

Кому нельзя жениться

На обратной стороне заявления в загс указано, что вступать в брак запрещено в нижеперечисленных случаях.

— Если молодые не достигли совершеннолетия (кроме исключительных случаев). По новым правилам, даже при неординарной ситуации есть неуклонное требование — одному из будущих супругов должно быть не меньше 18 лет.

— Не разрешены однополые браки. (И слава Богу! Не хватало это непотребство в закон возводить!)

— Лицам, по суду признанным недееспособными, также нельзя жениться.

— Если жених с невестой являются братом и сестрой — родными иди сводными (то есть общий один из родителей). Также нельзя вступать в брак усыновителю с усыновленным (удочеренной).

В загсе за некоторое время до регистрации вывешивается объявление о женихах и невестах. Это делается, чтобы могли сообщить о весомых причинах, которые являются серьезным препятствием для брака. Время и дата церемонии огласке не подлежат, а то мало ли что могут ревнивцы устроить.

Браки между двоюродными братьями и сестрами не подлежат запрету. Но стоит ли? Достаточно вспомнить примеры из жизни. Я сама знаю несколько таких супругов — у одной пары дети родились умственно неполноценными. У других умница-дочка оказалась уродливой. Стоит вспомнить судьбу известного художника Тулуз-Лотрека, которого иначе называле Тулуз-Калека. В 12 лет он сломал ноги, и они перестали расти, так что в зрелом возрасте он был похож на карлика. Родители графа были кузенами. Конечно, если вспыхнула невиданная любовь, то ничего не поделаешь. Но лучше хорошо подумать, прежде чем идти на риск.

Бракосочетание — событие торжественное. Потому и вести себя необходимо прилично. Аплодисменты, свист и топанье ногами здесь совершенно не пристали. Сейчас строгие нравы не в моде, но всему нужно знать меру. К тому же, есть места где трель мобильного телефона, мягко говоря, неуместна. Мало мальски цивилизованному человеку понятно, что в храме, особенно во время службы, на судебных слушаниях, да и в театре, в конце концов, — звонки мобильника мешают и раздражают. Относиться это и к торжественной регистрации брака. Как-то, когда новоявленному мужу предстояло поцеловать свою избранницу первым супружеским поцелуем, у него зазвонил мобильник. Все присутствовавшие затаили дыхание — какая будет реакция. А как у Юлия Цезаря — одновременно два дела. Уморительное было зрелище — супруг одной рукой пытается обнять молодую жену, а второй лезет в задний карман брюк за мобильником. Еще хуже, когда жених или свидетели жуют жевательную резинку. Возникает ощущение, что не люди вступают в брак, а корову к быку привели. Так что всему свое время и место. Торжественные события остаются в памяти на всю жизнь, и не стоит их омрачать глупостью и непристойностью.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!