– Все ж недоказуемо — с этой фразы начинал разговор каждый из моих собеседников. А это и есть стиль, который латвийское государство выбрало для давления на активных русскоязычных подданных. Только найдет слабину — и прессует человека. Тонко, изощренно. У инакомыслящих неожиданно возникают проблемы, обвинять в этом напрямую вроде некого, но совершенно явно все они следуют в наказание.

Победа — без вариантов

Отцу упомянутого мальчика, предпринимателю Юрию Васильченко, отмена эсэсовского праздника стоила закрытия одного из направлений бизнеса. Он рассказывает, что серия судов над антифашистами, мелькание лица в прессе и на телевидении произвели сильное впечатление на его партнеров (русских!), и те поспешили разорвать контакты. На всякий случай. Мало ли — пойдут проверки… Решили самостоятельно или кто посоветовал — поди разберись.

Другой предприниматель, председатель Лиепайской русской общины Валерий Кравцов, от последнего наезда благополучно отбился. В кои веки получил от гордумы деньги на праздничный салют в честь Победы — 300 латов выделили в этом году, причем даже не на 9 Мая — на 8–е. И тут в его фирму нагрянула фининспекция.

— Вроде бы рядовая проверка, — говорит Кравцов. — Уведомили за 2 недели. На самом деле — элегантный намек, мол, думай, чем заниматься — бизнесом или Победой, я ж был заявителем мероприятия. Мой выбор — без вариантов. Накопали штраф на тысячу латов, но при нашем обороте в 350 тысяч — несущественный. Показалось мало: административное дело завели — якобы я в ходе праздника перегородил дорогу и мешал движению. Дело позже закрыли. Все вроде бы ерунда, но нервы треплют. Это делается, чтоб другие смотрели и боялись.

Приют для проверяющих

После таких сигналов со стороны власти народ послабее с дистанции, конечно, сходит. Зато другие закаляются. Предпринимателя Михаила Тясина полномасштабные и где–то даже творческие репрессии привели и вовсе к позитивному выводу. В течение последних полутора лет госслужбы всех мастей (таможенные, пожарные, финансовые, налоговые, языковые, районные, региональные…) практически не покидают его фирму. Все в рамках закона.

— По моим данным, Полиция безопасности разослала во все инстанции просьбы проверить не только мой бизнес, но и моих родственников. И просьбы эти регулярно повторяются, — говорит Тясин. — Все это, понятно, мешает и отрывает от работы. С другой стороны, "благодаря" проверяющим в моих делах полный порядок, не надо напрягать менеджеров, службы же сами друг друга экзаменуют, иной раз у меня и пересекаются. Чем высвобождают мне время для общественной деятельности.

Все ленточки пересчитали

Не прошла незамеченной властями и недавняя акция "Георгиевская ленточка". Председатель ОКРОЛ Александр Гапоненко рассказывает, что один предприниматель, взявшийся за их распространение, моментально лишился арендуемых помещений. Другого тут же посетила фининспекция и оштрафовала на 200 латов.

Самому Гапоненко фининспекция назначила встречу на утро 9 мая, но он решил не омрачать святой день, пришел 10–го, за что получил замечание. — Хотел поднять эту тему на недавней встрече с европроверяющими, депутатов известить, — говорит Александр, — но бизнесмены отказались афишировать проблему, от страха — как бы не вышло хуже. Злой умысел не установить, но давление по политическим мотивам на нас, безусловно, оказывали.

А все молчат, боятся…

На тех, кому нечего терять в материальном смысле, давят иначе. Показательный пример: учительница истории 22–й школы Наталья Шкестере всего лишь рассказала телеканалу ВВС о том, как реально проходит реформа русских школ. Что тут началось — на школу обрушились проверки, учительницу начали клеймить в латышских газетах их читатели… Спасло Наталью только свободное владение латышским — столь ценного кадра выгонять из школы не стали. Бронислава Зельцермана не спас и госязык.

Его научно–педагогический центр, успешно работавший в той же 22–й школе 15 лет и получивший звание лучшей русской школы зарубежья, был закрыт на корню. Внятных объяснений на этот счет чиновники не дали, а директора других школ отказались от явно перспективного (в педагогическом смысле) сотрудничества. Не та, намекали ему в частных беседах, политическая линия — не нужны Латвии образованные русские, а Зельцерман с этим активно не соглашается.

Вот бы синий паспорт взять и отобрать!

С политиками другой коленкор. На депутатов Рижской думы — бывшего и действующего — Александра Гильмана и Геннадия Котова завели уголовные дела. На Котова — за порчу памятника (приклеил два плаката к Стрелкам). На Гильмана — ни много ни мало — за призывы к свержению государственного строя. Хотя Гильман всего лишь раздавал свои, пусть и очень жесткие, оценки действующей власти. Можно ли считать высказывание собственного мнения призывом — большой вопрос. Но интересно, что поставлен он был в декабре, а высказывался Гильман в августе прошлого года.

А подозрение такое: любой уголовный приговор (хоть за убийство, хоть за памятник) на год запрещает баллотироваться на выборах. Выборы же грядут в октябре. Отчего ж не отодвинуть двоих весьма активных и популярных "запчеловцев"?

Пропустив по нерасторопности в граждане ряд штабистов, власти, умудренные опытом в борьбе с Юрием Петропавловским, теперь тщательно фильтруют натурализантов. В данный момент идет работа по нейтрализации другого активного "запчеловца" "штабного призыва" Александра Гамалеева. 15 августа прошлого года он приступил к натурализации, давно благополучно сдал экзамены, а в ответ — тишина.

— В Управлении натурализации сказали, что с 1 января меня дополнительно проверяет Полиция безопасности, — объясняет Гамалеев. — Я позвонил в ПБ, предложил облегчить им работу — встретиться и ответить на все вопросы. Не хотят. По закону ответ по натурализации должны дать не позднее чем через год с начала процесса, то есть 15 августа. А предвыборный список подается не позже чем за 2 месяца до выборов — крайний срок 7 августа. Впечатление такое, что меня от него настойчиво оберегают.

…Это лишь несколько фрагментов картины под названием "Русский мир в современной Латвии". Но русские уже знают, что такое права человека и демократические ценности. И как их защищать. Ведь русские Латвии тоже теперь живут в Европе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!