Тут в общем занудном хоре, галдящем про бюджет, международные кредиты и прочую суровую реальность, неожиданно раздался трогательный голосок. Незабвенный экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вскричала, что она потрясена сокращением финансирования Института Латвии. "Сейчас образ Латвии плох как никогда, и нам нужно особенно трудиться над репутацией страны, насколько это в силах подобного учреждения!", — возопила экс-президент.

Я чуть было не прослезился. Но не прослезился. И вот почему. Дело в том, что как раз на прошлой неделе образ Латвии, как всемирного лузера и девочки для битья, неожиданно стал улучшаться. Из аморфной и бессильной личности наша страна стала превращаться в эдакого веселого всемирного пакостника — "Вовочку".

А началось с того, что на наше благословенное правительство в начале недели жутко наехали шведы в лице Министра финансов Швеции Андерса Борга. "Терпение международного сообщества на пределе, оно уже скоро лопнет. Будет крайне тяжело продолжать оказывать международную помощь, когда правительство Латвии не выполняет условий ими же подписанного соглашения", — заявил Андерс Борг.

И пригрозил: "Бюджет нужно представить к концу октября. Если к этому вопросу в Риге не подойдут со всей ответственностью, то у них возникнут проблемы." А премьер Швеции еще добавил: "Мы хотим, чтобы они придерживались соглашения. Я не хочу спекулировать тем, что может случиться в противном случае, однако мы воспринимаем ситуацию в Латвии крайне серьезно".

И что на это ответило правительство Латвии? Оно принялось униженно целовать руку господина и судорожно сокращать свой бюджет на требуемые 500 миллионов? А вот и нет! Уже на следующий день премьер Латвии Валдис Домбровскис дал зарвавшимся шведам достойный отпор. Он поручил своей Госканцелярии в срочном порядке разработать поправки к Гражданскому закону.

Суть поправок: чтобы латвийское лицо, неспособное вернуть кредит банку, отвечало только заложенным имуществом. И чтобы банки после реализации этого имущества не смогли претендовать на другое имущество заемщика и требовать с него выплаты оставшейся суммы кредита. И еще чтобы банки не могли отнять у должника его единственное жилье без предоставления альтернативного.

Вот так! Трем шведским банкам — Swedbank, Nordea и SEB, основным кредиторам, наши граждане должны по ипотеке примерно 4 млрд. евро. Большая часть жилья куплена в дикое время спекуляций и по диким ценам. Стоит ли говорить, что после вступления в силу изменений Закона шведы вместо своих миллиардов получат от наших граждан грузовик ключей от квартир в Пурвциемсе и Кенгарагсе? Ну какой идиот будет отдавать кредит за жилье, подешевевшее в три раза? Впрочем, ключей от квартир они тоже не получат, поскольку по новому закону выгонять из квартир неплатежеспособных заемщиков будет нельзя.

Да, сказали руководители шведских банков, недооценили мы финансовые риски в Латвии, когда выдавали им дешевые кредиты… И напомнили мне старого еврея из анекдота, который делится своим открытием "То, что я всю жизнь принимал у жены за оргазм, оказалось астмой".

И я понимаю шведов. Человек, прочитавший наш Гражданский закон и пару типовых ипотечных договоров от шведских банков, поймет сразу, что ни малейших рисков для банков там никогда не было. Все риски — у заемщика. Последний отвечает перед банками не только жильем, но и всем имуществом. А после реализации имущества недостающую часть кредита он обязан выплачивать всю оставшуюся жизнь. Я уже не говорю про "гарантов", вписанных в большинство ипотечных договоров. Гаранты (члены семьи заемщика) — тоже отвечают по жизни всем своим имуществом.

Иначе говоря, по нашим законам заемщик, подписывая кредитный договор, попадает в пожизненную кабалу к банку. Вместе со всей своей семьей. Ну и какие же тут "риски" у банка? На таких условиях можно совершенно спокойно выдавать стотысячные кредиты под "двушки" в "хрущевках", не особенно заморачиваясь их оценкой.

По большому счету, шведы не сильно то и виноваты. Это — бизнес, он работает по тем правилам, которые ему установили. Если латыши сами придумали себе такие людоедские законы, то почему бы шведам ими не воспользоваться? Надавать дурачкам миллиардов под убитый советский жилой фонд и потом пожизненно стричь с лохов проценты.

Но одного риска все-таки не учли хитроумные скандинавы. Они не знали, с кем связались. И вот теперь, когда наш премьер своим шантажом приоткрыл им глаза, шведам нас нужно любить и беречь. Теперь шведы должны сами упрашивать МВФ и Еврокомиссию как можно дольше не прекращать кредитование нашей страны, чтобы получить назад хоть что-нибудь из своих миллиардов.

Кстати, а МВФовких и прочих миллиардов мы тем более не отдадим. Не так давно один из депутатов Сейма уже озвучил мысль, что надо бы придумать способ, чтобы не отдавать. И они придумают, не сомневайтесь!

А что же там с Институтом Латвии, урезание которого так расстроило нашу бывшую президентшу? Залез я из любопытства на их сайт www.il.lv. Ну, скажу я вам, вот это творение! На шести языках мира там рассказано про историю, про оккупацию, про национальный костюм и наши песни. Все мило, кратко, доходчиво. И стиль замечательный: так в советское время писали брошюры для деревенских политинформаторов. Помните, наша Вайриня сочинила труд про "Образ Лиепаи" за 12 000 латов? Очень похоже.

Особенно мне запал в душу раздел "Экономика". Он коротенький, про экономику страны за 10 лет своего существования Институт Латвии сочинил всего одну маленькую статейку под названием "Латвия — краеугольный камень Балтийской экономики". Объемом чуть более машинописной страницы.

Цифр там немного, а графиков и таблиц вовсе нет. Сразу видно, что экономика в Латвии — не главное. А те цифры, что есть… Уж лучше бы их не было. Вот цитата: "…взлетная полоса аэропорта была удлинена на 320 метров, теперь ее общая протяженность составляет 650 метров. Это позволит Рижскому международному аэропорту предоставлять неограниченные услуги для межконтинентальных перелетов и принимать самые большие самолеты… Boeing 747, 757, 767 и 777…"

Я сразу себе представил, с каким ужасом иностранцы, прочитавшие это произведение, будут заходить на посадку в Рижском аэропорту на 747-м Боинге. Полоса то — 650 метров, для "кукурузника"! Ну ладно думаю, в русской версии ошиблись на один нолик. Что с них возьмешь — "макслиниеки". Залезаю в английскую версию текста а там еще лучше! Перевожу: "…взлетная полоса аэропорта была удлинена на 650 метров, теперь ее общая протяженность составляет 320 метров…" Очень рекомендую всем почитать также ЛАТЫШСКУЮ версию текста. Не пожалеете!

И вот над этим наш Институт Латвии трудился 10 (десять!) лет. В 2009-м кризисном году, уже после секвестра, нам, налогоплательщикам, его труды обошлись в 117 000 латов. Деньги освоили, что-то там взамен куда-то написали, бессмысленное и никому не нужное и даже сами потом не перечитали. И они искренне считают вот это — РАБОТОЙ. Вот он — настоящий "образ Латвии"! Этот "образ" надо обязательно показать МВФ и Еврокомиссии. Чтобы знали, кому они сейчас одалживают деньги.

И еще это нужно сохранить для потомков. Они, я полагаю, лет через сто будут недоумевать, каким образом в начале XXI века латышский народ умудрился куда-то бесследно деть десятки миллиардов. А вот сюда!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!