Недавно я совершил то, что называется в маркетологии — науке по изучению рынка и спроса — когнитивной покупкой. То есть: "Дайте мне это, вот это и, пожалуй, еще вон то". Зайдя в магазин незадолго до роковых 22.00, посмотрел на часы и сразу обратился к стойке Dzerieni. В ряду вин, водок, виски и — как королей — французских коньяков в витрине стояли три скромные поллитровочки по цене… 0,79 Ls.
Оказывается, это были ЭСТОНСКИЕ ВИНА. Нет, это не считается оксюморон из серии "кипяченый лед" или "деревянный суп". В самом деле в Эстонии выпускаются самые обыкновенные плодово–ягодные вина, некрепленые, натуральные, 11 градусов, исключительно гуманно воздействующие на головной мозг и желудочно–кишечный тракт. Этикетки скромно изображают сырье — клюкву, красную и черную смородину. Наши родные северные ягоды, хранящие солнце не хуже, чем южный виноград.

Торговая марка Linda, как явствует из этикетки, основана в 1963 году. Вполне по–капиталистически звучит, не правда ли? Но, что самое интересное, здесь речь идет о самом что ни на есть советском бренде. В ЭССР серия напитков Linda была суперпопулярной — и ей даже посвятила песню в стиле хард–рок группа Propeller. Ее исполняли на фестивале Rock Summer в Таллине.

А многим ли мы в Латвии можем похвастаться из сохраненных и преумноженных торговых марок? По теме вин — увы… Где вы, арониевые и цидониевые ароматы, где несравненный Taizels? Утеряны навсегда. В области прохладительных напитков вне конкуренции был солодовый Veseliba, восстановили производство лимонада Buratino. Натуральные соки в банках поди поищи. До недавнего времени более–менее нетронутой сохранялась традиционная кондитерская гамма, но, как заявили новые хозяева наших сладких фабрик, теперь ассортимент будет обрезан по всем показателям, любимые торты и печенья отойдут в область воспоминаний. А помните анчоусную пасту "Океан", что по 9 копеек была? Я вспомнил ее вкус, когда взял на пробу иноземный тюбик Mills. За 1,99 Ls…

По всем понятиям рыночной науки самые большие затраты в цене товара принадлежат именно его РАСКРУТКЕ. В начале 90–х годов с отпуском цен Латвия могла буквально завалить продовольственную торговлю своей продукцией. Но сюда хлынула отравленная река импорта. Сейчас же национальные бренды влачат жалкое существование: в лучшем случае — скупаемые предприимчивыми иностранцами (примеры — от Staburadze до Balzams), а в худшем — исчезающие как динозавры. Сгущенка из Резекне — это уже история. Кушайте литовскую!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !