В очередь к алхимику

Любителям культурно потусоваться и приобщиться к славе великих было где порезвиться.

В этом году ярмарка собрала целое созвездие писателей — чтобы пообщаться с читателями и представить новые книги, сюда пожаловали: Александра Маринина, Людмила Улицкая, Дарья Донцова, второй год подряд признанная королевой детектива, Эдвард Радзинский, Дина Рубина, Макс Фрай, Ник Перумов и многие другие звезды популярных жанров. Но самое большое количество страждущих получить автограф собрал все-таки Пауло Коэльо, оказавшийся импозантным седобородым мужчиной в расцвете лет — очередь к нему растянулась со второго этажа на первый прямо к выходу в павильон.

Начало встречи с Коэльо было назначено в субботу на два часа, но уже к часу публики и репортеров набралось столько, что охране пришлось перекрыть подходы к пресс-центру. Впрочем, журналистов к телу Коэльо подпустили всего на несколько минут — чтобы поснимали заезжую знаменитость, — потом настал черед простых граждан. Писатель терпеливо раздавал автографы более часа, а когда спускался к выходу, специально задержался на лестнице, чтобы осчастливить еще несколько человек.

Кстати, как стало известно, визит Коэльо в Россию носил не только ознакомительную, но и прикладную цель — популярный писатель дал согласие на экранизацию своего романа "Алхимик" Никите Михалкову.

Фантомы Марининой

Встреча Александры Марининой с почитателями не свелась лишь к раздаче автографов. Писательница затеяла подробный разговор о творчестве, объясняла, почему иногда хочется делать детективы, а иногда — литературу совсем другого плана, такую, например, как роман "Фантом памяти". Но публику больше интересовало, когда же ждать возвращения Каменской.

На это Маринина ответила так: "Я делаю только то, что мне хочется. В какой- то момент мне хочется писать про Каменскую — я пишу про Каменскую. В какой- то момент душа просит чего-то другого — и я пишу, например, сагу о Наталии Ворониной. Душа — как ребенок: если она чего-то просит, ей нельзя отказывать".

Выяснилось, что Маринина не считает свой новый роман проповедью: "Я никого ничему не хочу научить и никого никуда не хочу направить. Я в книге ставлю только вопросы и не даю ни одного ответа".

Поддержать любимую писательницу пришла актриса Юлия Рутберг. Сначала дамы долго обменивались трогательными комплиментами (Рутберг сыграла в фильме "Не мешайте палачу" по произведениям Марининой), а потом актриса зачитала три фрагмента из новой книги Марининой, каждый из которых предваряла своими размышлениями и комментариями, иногда весьма небанальными.

Царство фэнтези

До появления у стенда издательства ЭКСМО королевы детективов здесь царствовал Ник Перумов, собравший изрядную толпу поклонников фэнтези. Забавно было наблюдать, как очередь, состоящая из его фанатов, в какой-то момент пересеклась с хвостом тех, кто стоял на Коэльо. Молодой писатель, прилетевший из Америки, был польщен:

"Ради этого стоило лететь за тысячи километров. Очень важно видеть тех, для кого пишешь, иначе выходит, что работаешь в пустоту".

Перумов сообщил читателям, что сейчас работает над романом "Война мага", он получается огромным и выйдет в свет в трех томах.

Поклонников жанра фэнтези ждал и другой сюрприз — у стенда издательства Амфора можно было встретить живого Макса Фрая. Ни для кого уже не секрет, что под этим псевдонимом кроется женщина — Светлана Мартынчик, которая с недавних пор литературную деятельность с успехом совмещает с телевизионной — широкой публике она знакома по "Ночной смене" Дмитрия Диброва.

Как выяснилось, Светлана страшно смущается, когда надо давать автографы:

"Мне кажется, читатель, который пришел подписывать книжку, находится в абсолютно нелепой ситуации. Вот купил ты книжку за свои деньги, вот сидит какой-то хмырь, который эту книжку написал, и рожа- то у него совсем не та, что ты себе представлял, эту самую книжку под подушкой лаская. А ты его просишь, чтобы он тебе написал какие-то дурацкие буковки своим кривым почерком. И считаешь, что хмырь — важная персона, а ты будто бы — персона совсем не важная". Пожаловалась Светлана, что не может слушать благодарностей, потому что совсем ее выбивают из колеи. Вот поругаться — это другое дело. Тем не менее увернуться от благодарностей и раздачи автографов ей не удалось — поклонников набралась целая туча, и на похвалы и улыбки они не скупились.

О судьбах словесности

Проблемами серьезной литературы озаботить посетителей решило интеллектуальное издательство Вагриус, которое провело "круглый стол" "Современная литература — авторский взгляд".

На встречу пришли Александр Кабаков, Михаил Веллер, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Валерий Попов и его однофамилец Евгений, и, как всегда экстравагантный, Дмитрий Быков (популярный журналист, теперь еще и писатель), пожаловавший в шортах и пляжной футболке. После славословий Вагриусу (это издательство первым в начале 90-х стало целенаправленно публиковать современную русскую литературу, проторив, таким образом, дорогу другим издательствам) писатели приступили к обсуждению судеб российской словесности. Главная очевидность наших дней, по мнению Александра Кабакова, — это уверенность писателя, что его книгу обязательно издадут. Другой вопрос — прочитают ли. По этому поводу Дина Рубина заметила, что ее не пугают небольшие тиражи современной качественной прозы, по ее словам, это и есть "объективная точка равновесия между читательским спросом и писательским предложением". А Людмила Улицкая призналась, что ее тревожат масштабы информационного бума — она сожалеет о том, что не успевает прочитывать все новые хорошие книги, которые появляются у нее дома.

Писатель из Таллина Михаил Веллер поделился размышлениями аналитического толка — в современной элитарной литературе он видит деструктивную сущность, которая проявляется, в частности, в разрушении многовековых табу. Самую радикальную точку зрения высказал Дмитрий Быков, предположивший, что с советских времен в российской прозе мало что изменилось, как делилась она на производственную и эмигрантскую, так и сейчас делится.

"Одни все так же пишут про цемент (только теперь замуровывают в нем персонажей бульварных триллеров), другие писатели, подобно их парижским предшественникам, уходят в "духовные катакомбы". Общее мнение о состоянии современной литературы резюмировал писатель Евгений Попов, сказавший, что "в кассу Вагриуса ходить гораздо приятнее, чем в КГБ по повестке".

Религиозные войны

Единственно, чего действительно не хватало на ярмарке, так это книжных новинок.

Ситуация вышла парадоксальная — казалось бы, на подобных мероприятиях должно быть представлено все самое свежее, но настоящие книголюбы были слегка разочарованы. Положение объяснила знакомая — продавец книг. Дело в том, что ярмарка традиционно приурочена к началу учебного года, а это время, когда все типографии усиленно печатают учебники, и новинки литературы не могут выходить в принципе.

Вот и получается, что учебной и прочей прикладной литературой прилавки завалены, а отыскать что-то интересное, чего еще нет на полках книжных магазинов, оказалось практически нереально. Особым размахом поразили стенды религиозной литературы, которых было в избытке. Показательный пример — шикарный стенд хаббардистов, рядом с которым миссионерская работа кипела вовсю.

В связи с этим даже назрел религиозный конфликт: хаббардисты повздорили с издательством Московской патриархии, потребовали убрать антисектантский журнал — дело дошло до того, что даже милицию пришлось вызывать. Ну а любителям более интеллектуальных развлечений оставалось утешаться открытками с изображениями Масяни, их можно было накупить вдоволь и раздавать детям.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!