Семь лет назад Латвия подписала Рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств. С тех пор документ пылится, ожидая своего часа в Сейме, поскольку только с согласия парламентариев он приобретет юридическую силу на территории нашего государства. Впрочем, несколько попыток узаконить разработанный Советом Европы документ парламент предпринимал. Каждый раз с подачи оппозиции в лице ЗаПЧЕЛ, и каждый раз неудачно.

Многострадальная конвенция по-прежнему остается этаким мячом в политической игре. Оппозиция твердит о необходимости претворить в жизнь евростандарты по отношению к национальным меньшинствам, правящие партии так же настойчиво бубнят об угрозе латышскому языку и культуре, которой якобы пронизана навязываемая им конвенция.

Букет противоречий

По мнению именитых этнополитиков, политологов и социологов, принявших участие в конференции, опасаться ратификации Рамочной конвенции нет никаких оснований. Дело в том, что уже сегодня в Латвии действуют многочисленные положения этого документа и лишь некоторым его пунктам противоречит латвийское законодательство.

Речь, в частности, идет о скандальном языковом ограничении на телевидении и радио, при котором лишь 25% от общего объема эфирного времени отводится передачам не на государственном языке. В противоречии с конвенцией находится переход русских школ на латышский язык обучения в 2004 году, необходимость писать имя и фамилию в соответствии с грамматикой госязыка и невозможность обращаться в госучреждения с заявлениями на негосударственном языке. Есть и еще один пункт — названия улиц в случае ратификации конвенции также придется писать на двух языках.

Уступка для правых

"Я думаю, что близок тот момент, когда Сейм ратифицирует конвенцию, — сказал в разговоре с "Телеграфом" этнополитик Нил Муйжниекс, — такой вывод позволяет сделать анализ предвыборных программ правящих партий". Эксперт, однако, настаивает на том, что конвенция должна быть принята с одной- единственной оговоркой: названия улиц у нас должны писаться только на латышском языке. "Это хорошая уступка для правых партий", — сказал Муйжниекс.

Аналогичного мнения придерживаются и другие эксперты. "Большинство положений конвенции уже сегодня действует в стране, несмотря ни на какие законы, — утверждает этнополитик Илзе Бранд-Кехре. — Например, госучреждения сегодня без проблем принимают обращения на русском языке, хотя законом это не предписано, то же самое можно наблюдать в наших судах, когда целые процессы ведутся, скажем, на русском языке".

В необходимости принятия конвенции не сомневается глава Управления натурализации Эйжения Алдермане. Она, правда, считает, что широкий жест правых партий возможен лишь при многих оговорках. "Например, названия улиц нужно оставить исключительно на латышском языке, — говорит Алдермане. — Это даже дело принципа, поскольку у каждого народа есть своя историческая память". Она считает, что ратификация конвенции поможет уменьшить накал в обществе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!