Так же абсурден, как в известном анекдоте про солдат и прапорщика, но совсем не так смешон повседневный быт жильцов 32–квартирного дома № 20а по улице Таливалжа. С того самого злополучного августовского дня, когда в 70 сантиметрах от стены многоквартирного дома вырос полутораметровый металлический забор, отгородив от жизненно важных коммуникаций, жильцы ищут правду, обивают пороги учреждений. Все напрасно.
Потому что забор (судя по ответам чиновников) — в законе. Территорию, где раньше была зеленая зона, баскетбольная площадка, детские качели, где находятся два канализационных люка, водяные вентили, другие под– и надземные коммуникации, частник огородил забором. У жильцов возникли проблемы и при ремонте: просевшие плиты фундамента поднять невозможно, так как их пересекает забор.

Хуже всего бывает, когда из канализационных люков привольной рекой течет содержимое, отнюдь не пахнущее фиалками. А рабочие прыгать через забор боятся: частная собственность, знают все, священна. Заниматься легкой атлетикой — брать высоту — поневоле приходится самим жильцам. За эту осень они дважды лазили через забор, сами прочищали канализацию. Но что касается починки водопровода — это не в силах жильцов. Поэтому уже три месяца течет вода, а люди в квартирах сутками сидят без воды. Ни тебе умыться, ни постирать, ни даже водицы напиться… Жильцы, конечно, звонили, ходили в д/у. "Хозяин не хочет ремонтировать, не хочет пускать рабочих", — ответили из техотдела д/у, а рабочие из Rigas Udens только плечами пожимают: "Мы ничего не можем сделать — нам не разрешен доступ".

Лишь иногда, когда хозяин земли и стоящего на ней частного дома в хорошем настроении, домоуправлению удается уговорить его открыть ворота и пустить рабочих. И вот собрались жильцы на сход, стали думать — что делать. Решили заслать своего казачка в Рижскую думу — план земли добыть. И удалось! По думским документам, забор на земле вообще не значится, а земельные угодья капризного домо– и землевладельца отстоят от дома многоквартирного аж на 7 метров. А ведь это значит, что все коммуникации остаются жильцам! В Земельной книге удалось выяснить, что частная земля, о которой идет речь, перепродавалась несколько раз, в том числе и под самим многоквартирным домом. Однако жильцам дома (в котором, кстати, все квартиры приватизированы) никто никогда не предлагал купить землю, на которой стоит их дом. Неужели у жильцов нет права первой руки на покупку земли — хотя бы под своим домом? С этим вопросом корреспондент "Вести Сегодня" обратилась в исполнительную дирекцию Видземского предместья. Руководитель отдела обслуживания собственности Таливалдис Стинкус объяснил: "К сожалению, право первой руки было отменено законом два–три года назад. И забор, опять же к сожалению, может быть хоть в одном сантиметре от стены дома — это не предусмотрено никакими сантехническими нормами.

С другой стороны, в Земельной книге за землехозяином закреплены обязательства, что он ОБЯЗАН дать доступ рабочим к коммуникациям. Здесь домоуправление как обслуживающая организация должно знать свои права и действовать твердо, а именно — сразу вызывать полицию". А в действительности получается так, что и жильцы, и домоуправление все время ИЩУТ хозяина земли, чтобы он открыл ворота. Поэтому жильцам не позавидуешь. Чтобы все время где–то искать и находить хозяина, им нужно держать по меньшей мере отряд юных скаутов.

"Ужасно, что у нас в стране такие законы — посетовал Т. Стинкус. — Надо менять законы о частной собственности. Возродив улманисовское гражданское право и понятие о собственности как о СВЯЩЕННОЙ, депутаты сейма позабыли, что в 30–е годы строительство было принципиально иным. Не типовым. С рассредоточенными коммуникациями. А сейчас они сосредоточены. И жильцы попадают в зависимость от владельца какой–то квартиры или какого–то куска земли".

Итак, ситуация, казалось, уныла и безнадежна. Тонуть и дальше — от рассвета до забора — жильцам 4–этажного дома на улице Таливалжа в чистых и нечистых водах, вешать и дальше жильцам первого этажа прямо из окон свое белье на просушку — прямо на забор. Но вдруг юристы исполнительной дирекции Видземского предместья, углубившиеся в документы по этому злосчастному дому, воскликнули: "Позвольте! Да ведь в этих документах — масса несоответствий! Это видно даже из ответа жильцам на их жалобу директора департамента развития города Рижской думы г–на Штрамса — ответа, являющегося по сути форменной отпиской, типа "разбирайтесь, жильцы, сами в своих проблемах".

В конце своей отписки он, не решая проблемы в принципе (а ведь должен решать — в соответствии с занимаемой им должностью), все же обращает внимание жильцов на несоответствие земельных планов. Они разные, эти планы, на одну и ту же территорию — в Рижской думе, в Земельной книге, в домоуправлении и у хозяина земли. Надо разобраться не только с границей частного землевладения, но и с разрешением на строительство забора. Оно весьма странное. Стоят подписи комиссии из трех человек, а должно быть как минимум пять. Ну и так далее… Юристы увлеклись и даже согласились помочь жильцам. "Необходимо идти шаг за шагом с последней бумаги до первой и отследить все несоответствия существующим законам, потом подать иск в суд на виновного".

При тотальном бездействии чиновников сегодня сдвинуть какое бы то ни было дело с мертвой точки может только толковый юрист. Ибо, как ни плохи наши законы, они существуют, и приходится радоваться хотя бы уже этому факту и древнеримской истине UBI JUS, IBI REMEDIUM. "Где закон, там и защита".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!