На днях Продовольственно–ветеринарная служба Латвии запретила продажу "Боржоми" — содержание бария в нем в шесть раз превышает норму! "Вести Сегодня" решила выяснить, каким образом барий попал в минеральную воду? И чем чревато употребление такой воды?
Напомним, что первые проблемы появились у "Боржоми" в России — еще в прошлом году главный санитарный врач Геннадий Онищенко подписал постановление о полном запрете на ввоз грузинской минеральной воды в свою страну. Решение он мотивировал несоответствием проверенных партий минеральному составу воды, указанному на этикетках, и наличием в продаже фальсифицированного продукта.

В Грузии сразу же все завопили: политическая месть! Министр сельского хозяйства Михаил Свимонишвили в интервью "Радио Свобода" заявления о том, что грузинские минеральные воды содержат вредные вещества, назвал "абсолютной ложью, переходящей всякие границы". По его словам, производство "Боржоми" ни в чем не уступает производствам лучших минеральных вод в Европе и мире.

Однако сейчас выясняется, что российские претензии — еще цветочки: проведя собственный химический анализ "Боржоми", латвийская ПВС обнаружила превышение бария в 6 раз! Тут говорить о политической подоплеке не приходится — у местных политиков, как раз наоборот, особая симпатия к грузинскому руководству.

Заведующая сектором питьевой воды и надзора за напитками ПВС Илзе Леясбуда объяснила "Вести Сегодня", что постоянное и длительное употребление такой воды может увеличить риск сердечно–сосудистых заболеваний. Кроме того, "Боржоми" с 38–го и 41–го источников, которые продавали в Латвии, нет в списке природных минеральных вод, опубликованных на сайте Европейской комиссии. Пока комиссия не включит "Боржоми" с этих источников в список, торговать ею в странах ЕС нельзя.

"И все же не испытывают ли наши санитарные службы политического давления со стороны латвийских властей? Ведь у Латвии и Грузии особо теплые отношения, а отклонения от норм в "Боржоми" находили и в прошлом году, но она по–прежнему продавалась?" — поинтересовались мы. "Давления нет, — лаконично отметила Леясбуда. — Руководствуемся только нормативными актами". Впрочем, она заметила, что, если производителям "Боржоми" удастся уладить вопросы с европейской комиссией, продажа может быть возобновлена.

В Грузии производством "Боржоми" занимается компания Georgian Glassy Mineral Water, в Балтию ее импортирует литовская фирма Kuratus, а продажей в Латвии занимается SIA Akvabaltija. Ежемесячно к нам ввозилось примерно 560 тысяч бутылок этой минеральной воды.

Руководитель Akvabaltija Иво Данилов уверил "Вести Сегодня", что бутылки наполняют на источниках в Грузии, оттуда везут в Литву, а из Литвы к нам. Он не исключает, что шумиха вокруг "Боржоми" выгодна конкурентам — у этой минеральной воды в Балтии сильные позиции. По его словам, поставщики проведут собственный, альтернативный химический анализ воды. В той же Литве анализы на наличие бария показали иные результаты, и там "Боржоми" по–прежнему разрешено продавать. Но откуда такое превышение нормы?

"150 лет в мире пили именно эту воду "Боржоми", и все было нормально, — говорит Данилов. — А с 1 января 2006 года Евросоюз принял новые, более жесткие нормы по содержанию бария". Разговоры о негативном влиянии бария на здоровье он считает смешными — минеральную воду в этом случае нужно пить тоннами. Руководитель Akvabaltija планирует, что через месяц все будет улажено и "Боржоми" вновь появится на латвийских прилавках.

Но проблемы для "Боржоми" продолжаются. Следом за Латвией и Эстония, проведя анализ воды, также сняла ее с продаж. А тут какая политика? Теснее эстонско–грузинских отношений быть не может — экс–премьер Эстонии Мати Лаар стал недавно помощником президента Михаила Саакашвили. Маловерятны и козни конкурентов — на эстонском рынке, в отличие от латвийского, всего–то одна минеральная вода — "Вярска".

Между тем вопросы у специалистов и потребителей давно вызывают и грузинские вина, ввозимые в Латвию. В России, к примеру, по словам вице–президента Национальной алкогольной ассоциации Российской Федерации Вячеслава Абу, около 90 процентов вина "Киндзмараули" — откровенная подделка. Достаточно сказать, что в Грузии можно произвести в год максимум 600 тысяч бутылок этого вина, в России же продается свыше 5 миллионов. Грузинские власти вновь ищут виноватых среди политиков. А что в Латвии?

"В прошлом году мы находили в винах превышение сульфита, — уклончиво говорит Илзе Леясбуда. — Правда, о каких марках идет речь, я не помню".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!