Проверки политических партий Бюро по борьбе и предотвращению коррупции выявили массу проблем. В частности, выяснилось, что латвийские политики в прошлом году полу- чили 165 тыс. латов от фиктивных предприятий и невозможно установить истинное происхождение этих денег.

Вторая проблема связана с пожертвованиями от физических лиц — примерно 60% случаев спонсорства от частников тоже вызвали подозрения: оказалось, что материальное положение жертвователей явно не соответствует суммам, которые они пере- числяют партиям. Таким образом, есть все основания полагать, что истинные спонсоры латвийской политики по-прежнему в тени. Именно поэтому антикоррупционная комиссия Сейма разработала пакет поправок к Закону о финансировании партий и политических объединений. Вчера Сейм рассматривал их во втором чтении.

"Народники" против

Среди поправок — запрет на спонсорство со стороны юридических лиц. Таким образом, если бизнесмен в дальнейшем собирается пожертвовать определенную сумму какой-нибудь партии, он может это сделать только в частном порядке, но не от лица фирмы. К физическим лицам тоже изменились требования. По-прежнему частное лицо не может в течение года жертвовать более 10 тыс. латов политическим объединениям. Если он дает более 100 латов, то должен сам собрать все документы, свидетельствующие о законности его доходов и отнести их в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции. Еще один важный нюанс: жертвовать можно только из денег, заработанных в течение трех последних лет. То есть нельзя будет внести в партийную кассу 10 тыс. латов, а потом заявить контрольной службе, что это накопления из чулка.

"Грязных денег" станет больше?

Третье ограничение касается не доходов партий, а их расходов. Если раньше на предвыборную агитацию можно было тратить неограниченное количество денег, то в дальнейшем в предвыборный период расходы партий не должны превышать 20 сантимов на каждого избирателя, принявшего участие в предыдущих выборах. То есть, если 8-й Сейм выбирали 995 085 человек, то расходы каждой партии перед следующими выборами не могут превысить 199 017 латов.

Против таких перемен голосовали только депутаты оппозиционной Народной партии. Они во время обсуждения один за другим выходили на трибуну и призывали не поддерживать поправки. Лейтмотивом "народников" было то, что ограничение количества легальных финансов неизбежно повлечет увеличение количества "грязных денег". На что инициаторы поправок возражали: "У вас слишком тяжелый случай зависимости от денег".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!