История учит — в нацики от хорошей жизни не подаются. На ксенофобские идеи как мухи на мед слетаются люди ущербные, неуравновешенные и социально опасные.
Пока еще латвийский экстремизм ограничивается уголовными преступлениями, хулиганскими выходками и мелкими правонарушениями. Но от домашнего до международного терроризма — один шаг. Благо почва для подобной деятельности уже удобрена…

Памятник мозолил глаза

В апреле-мае 1995 года на конспиративной квартире граждане Латвии братья Андрис и Янис Лигеры, Харий Радзиньш, Эдуард Кумпиньш, Игорь Шишкин (как с такой фамилией в латышские экстремисты взяли, непонятно), Вилис Лининьш, Валдис Раупс и некоторые другие учредили экстремистскую организацию "Перконкрустс". Народ подобрался явно неслучайный. Большинство перконкрустовцев были в разное время изгнаны из различных легальных организаций типа Земессардзе, "Молодых защитников" за чересчур радикальные взгляды, кровожадность и провокационное поведение. По одной из версий Бюро по защите Конституции, их уход из легальных объединений сопровождался громкими убийствами. Например, перконкрустовцев обвиняли в жесткой расправе над руководителем Организации защитников Родины Янисом Рибой, убитом 29 ноября 1997 года.

Вскоре пламенные речи стали принимать очертания конкретных террористических планов. 3 июня 1997 года по предложению не то Валдиса Раупса, не то Айвара Виксиньша, экстремисты Эдуард Кумпиньш и некий Алдис Б. собрались на конспиративной квартире в Риге, в доме на улице Гривас. Там перконкрустовцы обсудили план уничтожения ненавистного символа советского режима — стелы мемориального комплекса Освободителям Латвии 1941—1945 гг. Памятник решили взорвать с помощью взрывоопасной жидкости, находившейся в 12 бидонах различной емкости. После совещания взрывчатку перевезли в квартиру на улице Шаулю.

Бомбой по тарифам

6 июня 1997 года, ночью, к памятнику на своих машинах подъехали Андрис Лигерис и Игорь Шишкин. Валдис Раупс привез Яниса Лигериса, Эдуарда Кумпиньша и Алдиса Б., а Айвар Виксиньш — взрывное устройство (60 литров смеси плюс тротил), часовой механизм и два аккумулятора. Затем Янис Лигерис с помощью саперной лопатки вырыл яму у подножья стеллы и установил бомбу. В это время остальные перконкрустовцы прогуливались в окрестностях памятника, внимательно наблюдая за тем, чтобы к месту подрыва не просочился посторонний. Харий Радзиньш и Вилис Лининьш контролировали улицы Ояра Вациеша, бульвар Узварас и улицу Бариню. Ровно в 00.56 Айвар Виксиньш и Валдис Раупс закончили устанавливать часовой механизм и соединили электрическую цепь. В ту же минуту прозвучал оглушительный взрыв. Оба перконкрустовца погибли в адском пламени, а их единомышленники бежали. Памятнику был нанесен ущерб в размере 28 902 латов. Кстати, этому прешествовала еще одна неудачная попытка взорвать стелу, прошедшая 7 марта того же года. 5 килограммов тротила лишь разворотили брусчатку, не нанеся памятнику сколь-нибудь значительного ущерба.

Несколькими месяцами ранее, в первых числах апреля, в Риге у завода "Ригас Адитайс" состоялась очередная сходка экстремистов, в которой участвовал Андрис Лигерис, Алдис Б. и один из погибших позднее подрывников. Служители "Перконкрустса" решили взорвать теплотрассу, чтобы добиться от АО "Ригас Силтумс" снижения тарифов на теплоэнергию. Алдиса оставили у машины, а сами отправились на железнодорожную станцию Земитаны. Недалеко от путей они отыскали трубу и прикрепили к ней взрывное устройство с часовым механизмом. В результате взрыва была незначительно повреждена изоляция. Ремонт трубы обошелся предприятию в 130,45 лата. Эффект не впечатлил экстремистов, и 30 апреля в 23.00 перконкрустовцы снова встретились у рижского завода "Ригас Адитайс". Недалеко от стадиона "Даугава" они отыскали теплотрассу с бетонным колодцем, и пока экстремисты крепили к трубе бомбу, Андрис Лигерис контролировал подходы. В 3.00 следующего дня взрывное устройство сработало, разворотив теплотрассу. На ее восстановление было потрачено 3143,82 лата.

Кругом одни враги

Собственно, на этом "славная" боевая история экстремистской группы заканчивается (к этому еще можно было бы причислить публикацию листовок и воззваний, призывающих зачистить Латвию от оккупантов-русских и евреев). Все, что происходило до и после этого, отдает откровенной уголовщиной. Чтобы покрыть неблаговидные поступки своих "товарищей по оружию", члены преступной организации планируют и совершают жестокие расправы. Так, весной 1995 года Андрис Лигерис и Янис К. отправились в Огре — взрывать машину некого недоброжелателя, Юриса К. К счастью, бомба, закрепленная под днищем автомобиля на улице Долес, не причинила ни машине, ни ее хозяину, сколь-нибудь значительного ущерба.

В ноябре 1996 года Игорь Шишкин был застигнут на проходной рижского автобусного парка "Иманта" при выходе с ремонтной зоны. Бригадир Имант С. обнаружил в руках Шишкина бидон, заполненный до краев ворованным дизтопливом. Экстремисту грозило позорное увольнение. 12 ноября Шишкин вызвал бригадира за забор якобы для беседы. Там их уже поджидал Андрис Лигерис и двое перконкрустовцев. Они потребовали, чтобы Имант С. не докладывал начальству о воровстве дизтоплива, аргументировав требование ударами палкой по различным частям бригадирского тела. Когда несчастный упал, Лигерис пару раз приложился по лежащему ботинком. В итоге рабочий лишился зуба и был украшен множеством синяков. На следующий день бригадир забрал из конторы докладную.

Изощренные пытки

В январе того же года "перконкрустовцы" решили расправиться с неким Эрнестом С., который якобы присвоил деньги Вилиса Лининьша и разгромил квартиру какого-то Валдиса К. 3 января экстремисты в составе Андриса Лигериса, Андриса Киплокса, Эдуарда Кумпиньша и Алдиса Б. приехали к жертве, проживавшей в Риге на улице Кегума. Проникнув в квартиру, Лигерис и Киплокс избили Эрнеста (били по голове и животу), а потом, заломив руки за спину, вывели на улицу и усадили в машину. Затем жертву, надев предварительно на глаза вязаную шапочку, отвезли на конспиративную квартиру на улице Гривас. Там Эрнеста привязали наручниками к стулу и потребовали возместить материальный ущерб, заплатив 3 тысячи латов и переписав материнскую землю на имя одного из перконкрустовцев.

Кроме того, от жертвы потребовали рассказать о "конкурирующей" Организации защитников Яниса Рибы. Когда Эрнест отказался выполнить требования экстремистов, они принялись его пытать. Киплокс заостренными карандашами несколько раз ударил его по ушам, Лигерис ножом расковырял жертве ноги, а Кумпиньш и Алдис Б. били его. В довершение Эрнесту влили в рот около 300 граммов водки, после чего поднесли ко рту зажигалку. После пыток пленника отвезли в Агенскалнс и выбросили в районе железнодорожной станции Засулаукс. Чудом он остался жив.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!