Пока суд да дело…

Одно из самых скандальных судебных разбирательств в истории Латвии началось в 2000 году. Тогда компания Tilts Communications, которая владела 49% акций Lattelekom, и правительство Латвии начали выяснять между собой отношения. Кабинет министров решил сократить срок монопольного положения Lattelekom, обвиняя компанию в том, что она не выполняет обязательств по темпам построения цифровой телефонной сети в Латвии. Tilts Communications, а позже Telia- Sonera, взявшая компанию под контроль, обратились с иском в арбитражный суд Стокгольма, в котором требовали от Латвии компенсацию в размере 87,6 млн. латов. В свою очередь правительство вчинило скандинавам встречный иск на сумму 599,5 млн. латов. Вот так выглядит официальная версия конфликта. Однако основной причиной, которая и привела к судебному разбирательству, стал интерес ряда экономических групп к приватизации госдоли в Lattelekom и Latvijas Mobilais telefons (LMT). Согласно рамочному договору между Tilts Communications и Латвийским государством, скандинавское предприятие имело право первой руки при приватизации государственной доли, а это 51% акций Lattelekom, и автоматически 28% LMT, так как ими владеет монополист.

Какова стоимость вопроса? По оценкам экспертов, госдоля в LMT может потянуть на 300 млн. долларов, а вот стоимость контрольного пакета Lattelekom может зашкалить за 500—700 млн. долларов. Согласно одной из неофициальных версий, местные предприниматели пос читали, что для скандинавов будет слишком жирно получить контроль над телекоммуникационным рынком страны. Вот отсюда и появилось желание втянуть Tilts Communications в судебное разбирательство, а затем пойти на мировую лишь при одном условии: скандинавы должны отказаться от права первой руки при приватизации госсобственности. Тем более что для простых жителей Латвии этот конфликт выглядел справедливой борьбой правительства с ненавистным монополистом.

Месть премьера

Готовились к приватизации госдоли Lattelekom многие экономические группы. Свои планы на монополиста имел и Latvijas cels, который через тогдашнего главу Агентства приватизации Яниса Наглиса чуть было уже не выставил акции Lattelekom на торги. Интересно, что в так называемый "короткий" список консультантов по приватизации монополиста, который утвердил Наглис, было включено и юридическое бюро Clifford & Chance. "По случайности" именно адвокаты этого бюро на протяжении четырех лет от имени Латвии боролись с владельцами Lattelekom. В итоге их гонорар составил 12 млн. латов, а 4 млн. латов ушло на различных экспертов. Изящнее поступил Андрис Шкеле, чей интерес просматривался в борьбе за государственную долю LMT. С этой целью и была затеяна история с цифровым телевидением, для которой понадобилось, чтобы Digitalais Latvijas radio un televizijas centrs заложил акции LMT компании Kempmayer Mediа Ltd., за которой, возможно, и стоял Шкеле. В свое время активный интерес к приватизации Lattelekom проявляли Parekss banka и бывший вице-премьер Айнар Шлесерс.

Скорее всего, Репше, учитывая явный интерес со стороны экономических группировок к Lattelekom, решил им окончательно помешать добраться до госсобственности. Этим объясняется та спешка, с которой в феврале возобновились переговоры со скандинавами и последовавшее за тем соглашение. В итоге TeliaSonera по-прежнему имеет право первой руки на покупку LMT и Lattelekom, а вот латвийские соискатели могут остаться ни с чем.

Битва продолжается

Мировое соглашение (14 аккуратных бумажных папочек, по 7 на англ. и лат. языках) и меморандум о дальнейшем сотрудничестве (по 2 бумажных папки на каждом языке) в Колонном зале Госканцелярии скрепили своими автографами министр юстиции Айвар Аксенок, президент TeliaSonera в Норвегии, Дании и странах Балтии Кенет Калберг и президент Lattelekom Гундар Страутманис.

По мировому соглашению, стороны решили полностью отозвать взаимные иски. Также стороны в дальнейшем не смогут подать друг против друга сходные иски. Латвия получит от скандинавов компенсацию в размере миллиона латов. В меморандуме закреплено условие потенциальной приватизации Lattelekom: если государство заключит некую сделку по продаже долей этой компании, то скандинавы выплатят нам еще 9 млн. латов. Айвар Аксенок убеждает общественность, что подписанные документы никак не могут отразиться на возможных условиях приватизации Lattelekom, а также не являются скрытой продажей предприятия. В свою очередь Кенет Калберг еще раз подчеркнул, что TeliaSonera безусловно заинтересована в покупке 100% долей как в Lattelekom, так и в LMT. Правда, не стоит ожидать, что битва завершилась. По инициативе "зеленых крестьян" сегодня состоится внеочередное заседание Сейма, на котором будет дана оценка мировому соглашению. Свое возмущение подобным исходом тяжбы высказали представители Народной партии, Латвийской первой партии и ТБ/ДННЛ, которые вряд ли сдадут приватизацию монополиста без боя.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!