Министр интеграции Карина ПЕТЕРСОНЕ убеждена, что "русский вопрос" хоть еще и существует в Латвии, но в массах звучит очень вяло. Провоцируют его политики, а тиражируют — масс-медиа. Поэтому министерство не собирается идти на поводу у "тевземцев", предлагающих ужесточить натурализацию и вывозить нелояльных "оккупантов".
— "Тевземцы" выступили с инициативой переименовать ваш секретариат и навязать вам работу с репатриантами и выселенцами. Они хотят переписать и сам Закон о репатриации. Как вы на это смотрите?

— Я это оцениваю как предвыборный шаг. Так же, как и их предложение о наложении моратория на процесс натурализации. Эти высказывания безответственные и даже глупые, и если об этом думают серьезно, то нужно предоставить исследования в необходимости сих мероприятий. Иначе мы просто возвращаемся в ситуацию до 1994 года и пытаемся свести на нет все то хорошее, чего мы в обществе уже достигли. Эти идеи вредны для Латвии и всего ее народа. Я понимаю умысел "тевземцев", но желание сменить работу секретариата несерьезно. Наша цель — консолидировать общество, а не разобщать его.

И в первом направлении мы успешно работаем. А что касается репатриации, этим успешно занимаются МВД, Минюст и Управление по делам гражданства и миграции. Если человек хочет вернуться на свою этническую родину, то здесь и сейчас нет никаких проблем. Чуть ли не каждую неделю Кабинет министров эти вопросы рассматривает — людям присуждаются пособия, которые оговорены в правительственных правилах.

— Насколько, на ваш взгляд, в Латвии актуален "русский вопрос"?

— Политическая и медиасреда очень разрозненны. Само общество — нет. Люди живут в мире и согласии. Я бываю в разных городах Латвии — как в преимущественно русскоязычных, так и в чисто латышских, — так вот, там жители высказываются совсем иначе, чем мы слышим с экрана. Сильная конфронтация — это все стерео-типы. Политика производит эти стереотипы, и масс-медиа помогают их тиражировать.

В жизни все по-другому. Конечно, есть некоторые противоречия, но мы, а также СМИ не должны на них концентрироваться. Нужно понимать, что все мы живем в едином экономическом пространстве. И неважно, белорус ты, русский, еврей или цыган, всех интересуют новые инициативы правительства — налоги, соцгарантии, зарплаты, льготы. И здесь люди не делятся по национальностям. Все различия, о которых мы говорим, искусственны.

— А какая работа ведется по возвращении латышей на родину?

— Это очень серьезная проблема. У нас есть программа по поддержке диаспор. Мы создаем связи со всеми латвийскими организациями как на Западе, так и на Востоке. Я сама отправлюсь в начале июня в Россию — Москву, Санкт-Петербург и Сибирь, чтобы встретиться с российскими латышами, понять их проблемы и информировать их, что мы получаем деньги из еврофондов и нашего бюджета на сотрудничество с диаспорами. У меня есть очень интересный проект, чтобы дети — потомки латышей могли приезжать сюда и учиться в каком-либо из местных региональных вузов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!