Уже в эту субботу, 15 февраля, состоится съезд Партии народного согласия. Съезд, который по замыслу лидера партии Яниса Юрканса и его единомышленников должен дать добро на выход ПНС из объединения ЗаПЧЕЛ и фракции ЗаПЧЕЛ.
В преддверии этого, на мой взгляд трагического, решения я считаю необходимым поделиться с читателями "Вести Сегодня" своими размышлениями о происходящем внутри ПНС и высказать свой прогноз относительно возможных последствий раскола ЗаПЧЕЛ.

Хочу обратить внимание, что о выходе из ЗаПЧЕЛ Я. Юрканс заговорил всего через несколько месяцев после триумфальной победы на выборах в Сейм, на которых ЗаПЧЕЛ, как известно, получило четверть мест в парламенте. Полагаю, что могло получить еще больше, если бы была проведена грамотная предвыборная кампания. Но как быстро Я. Юрканс и его ближайшее окружение забыли об этом успехе и как быстро своими же руками они хотят разрушить все, что было за эти годы достигнуто!

Я. Юрканс забыл о том, что его личный успех (огромное количество плюсиков в избирательных бюллетенях) связан именно с успешной деятельностью по созданию единого объединения ЗаПЧЕЛ. И, безусловно, все эти плюсики поставили русские избиратели, оценившие, если хотите, гражданский подвиг Юрканса, положившего все на алтарь ради общей идеи. Да, к сожалению, за список ЗаПЧЕЛ голосует очень мало латышей, и здесь я согласен с Юркансом, что это результат влияния "образа Жданок". По крайней мере мне не часто удавалось встречать латышских избирателей, утверждавших, что голосовали за нас. Зато полно таких, которые свое неприятие ЗаПЧЕЛ обосновывали именно личностью Т. Жданок.

Следовательно, если это так, нужна другая тактика предвыборной агитации. Возможно, необходима более гибкая схема взаимоотношений. Возможно, при правильно построенной предвыборной агитации следует идти на выборы отдельными списками.

В то же время гибкость политики позволит привлечь к сотрудничеству с отдельными партиями из ЗаПЧЕЛ (например, ПНС) другие политические партии — будущих партнеров по коалиции. Да мало ли что разумное можно придумать, если есть желание и способности. Ну а если нет ни первого, ни второго? Тогда рождается сценарий разрушения всего и вся. Причем, потеряв русского избирателя (а это неизбежно), раскольники не приобретут и латышский электорат. Это подтверждается многочисленными примерами из новейшей истории. Ни одна из расколовшихся ранее партий, какой бы харизматик ею ни руководил, не получила почти ничего или вообще ничего — причем уже на первых выборах после раскола. Почему же Юрканс уверен, что с его партией будет иначе? Латышский избиратель обычно имеет широкий выбор партий. Мало того, чувствуя себя хозяином этой страны, голосует за стабильность и уверенность, что завтра не будет хуже. Я думаю, что Э. Репше подкупил латышского избирателя именно стабильностью лата. Больше у него за душой ничего не было…

Так что Я. Юрканс может получить то, что получили его предшественники–раскольники, — политическое забвение. Заметьте, читатель, я не говорю о выборах в самоуправления через два года — это для Юрканса мелкая цель. Сегодня, обосновывая раскол, лидеры ПНС много говорят о вхождении во власть. Но давайте проанализируем.

Всего в сеймовской фракции ЗаПЧЕЛ 25 депутатов. Если гипотетически допустить возможность союза с "народниками", то в сумме получается уже 45 мандатов — солидный багаж. Достаточно договориться с фракцией "зеленых" и крестьян — и вот уже стабильное большинство в 57 голосов. Большинство, которое вполне может свалить коалицию Э. Репше уже на стадии обсуждения бюджета. Но это при условии абсолютного единства всех депутатов ЗаПЧЕЛ, что нереально, учитывая заявку Я. Юрканса о том, что ПНС выходит из ЗаПЧЕЛ. А у ПНС всего 13 мандатов. Даже если Я. Юркансу удастся переманить еще двоих–троих депутатов — равноправцев или социалистов, это все равно не более 15–16 мандатов. Получается 47 голосов.

А где взять необходимый минимум в 51? Привлекать "тевземцев"? Но ради чего "ТБ" пойдет за Юркансом? У них сегодня и так есть два министерских портфеля, что для представительства в Сейме из 7 человек более чем достаточно. Понятно, что они просто потеряют и власть, и, главное, тех немногих избирателей, что у них остались.

Может, лидеры ПНС знают что–то такое, о чем нам неизвестно? Я вообще не вижу вариантов удовлетворения властных амбиций Юрканса при нынешнем политическом раскладе. Хотя один вариант все–таки есть! Новая фракция Юрканса может использоваться Репше как… бейсбольная бита в разборках с непокорными в нынешней коалиции: "Рыпнетесь — а я вас Юркансом!" Если для Юрканса, как опытного политика, приемлема такая роль, то невольно возникает вопрос: какова цена этой роли? Мало того, не стоит забывать, что любое движение депутатов от ПНС во власть или послами в Буркина–Фасо и на Маврикий вызовет сложение депутатских мандатов. А вместо них в Сейм войдут кандидаты от "Равноправия" и Соцпартии. Они идут следующими по списку. Опытнейшему дипломату Юркансу я предлагаю вспомнить изречение его великого предшественника Талейрана: "Политическое убийство — не преступление. Политическая ошибка — преступление".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!