Жительница Алапаевска Свердловской области Галина Никонова 62 года искала могилу отца, погибшего в июле 1944–го. Место обнаружили в Латвии!
Несколько лет назад президент Ассоциации поисковых отрядов в Латвии "Память" Владимир Шаповал с группой единомышленников нашел возле самолета, сбитого близ Елгавы, останки солдата. Удалось идентифицировать личность и даже найти в России его родственников — в селе Смолино Свердловской области, о чем сообщили по центральным российским телеканалам. Но неожиданно благодаря телесюжетам на Шаповала вышла еще и жительница города Алапаевск Галина Никонова, которая уже отчаялась найти могилу своего отца, погибшего на фронте. Наш поисковик помог, обнаружил место в Латвии — в Краславском районе. Накануне праздника 9 Мая Галина Семеновна приедет на могилу отца.

"Если бы не патрон…"

— Однажды зимой мне рассказали друзья, что, возможно, в лесу Ливберзской волости неподалеку от Елгавы лежит сбитый немцами советский самолет, — вспоминает Владимир Шаповал. — Разумеется, такую информацию важно было оперативно проверить! Действительно, нашли место, буквально руками начали копаться в земле и в ледяной воде болотца. Вдруг я достал патрон от крупнокалиберного пулемета. Стало ясно: что–то в районе точно лежит! И уже весной наша группа достала из водоема части самолета, оружие, а потом, добравшись до самого дна, извлекла… кости летчика. Вернее, мы тогда этого еще не определили, поэтому просто записали в блокноте: "Найдены останки кого–то из экипажа самолета…"

Самым главным для Шаповала теперь было найти документы летчиков и хоть какие–то отличительные знаки. В процессе поисковики, обсуждая каждую новую находку, пробовали восстановить картину трагедии. Версий выстроили много, а точно было известно лишь то, что самолет, падая с большой высоты, горел, поскольку сильно оплавились детали двигателя, фюзеляж и кабина. Но горели и боеприпасы: на пулях крупнокалиберного пулемета и снарядах самолетной пушки, которые достали в лесу, застыл расплавленный алюминий. А при ударе самолета о землю сдетонировал его бомбовый запас, уничтожив следы, по которым можно было бы восстановить обстоятельства гибели бойцов.

— Мы не знали, почему летчик при падении самолета не сбросил бомбы: то ли сильно ранен был, то ли уже убит. Уже начали отчаиваться, что ничего больше не сможем определить, и тем не менее напоследок решили провести раскопки около самолета: может, ЧТО–ТО сохранилось в стороне? Удача нам улыбнулась — обнаружили пропитанный керосином пакет документов и комсомольский билет с номером, парашют в укладке, револьвер и сигнальный пистолет–ракетницу. Даже дату гибели удалось более–менее идентифицировать! В пакете лежала газета "Сталинский сокол" (от 21 сентября 1944 года), которую летчик, судя по всему, автоматически положил туда же, куда и документы.

"Я почти до Путина дошел!"

Владимир Шаповал три с лишним года пытался найти хоть какие–то сведения о родственниках солдата. Однако его письма, где сообщалась вся известная Шаповалу информация о солдате, дальше чиновничьих кабинетов не шли. — Когда я уже отчаялся пробиться сквозь плотные ряды ничего не желающих делать людей, написал лично президенту Путину и министру обороны Иванову. Увы, и здесь все осталось без ответа, хотя, в общем–то, и не надеялся… Лишь в мае прошлого года из архивной службы Вооруженных сил РФ на мой запрос пришел ответ, приоткрывший завесу тайны. Спасибо тогдашнему советнику посла российского посольства в Латвии Валерию Дмитриевичу Чернышеву, который мне очень помог!

В сообщении было написано: воздушный стрелок 766–го штурмового авиационного полка 211–й штурмовой авиационной дивизии младший сержант Берсенев Зотей Тимофеевич, 1925 года рождения, уроженец села Смолино Свердловской области, пропал без вести 24.09.1944 — не вернулся с боевого задания по уничтожению танков противника в районе Добеле — Тукумс. А командир экипажа самолета младший лейтенант Изумченко Николай Романович, 1923 года рождения, уроженец села Новоалексеевка Оренбургской области, 24.09.1944 попал в плен под Митавой…

Теперь Владимиру Шаповалу оставалось разыскать родственников погибшего воздушного стрелка и командира экипажа. Президент "Памяти" связался с военным комиссариатом Свердловской области, который охотно согласился помочь. И через месяц с лишним получил долгожданные сведения! Военный комиссариат Талицкого района сообщил, что совместно с администрацией Смолинского сельсовета найден Берсенев Алексей Алексеевич, сын родного брата погибшего. Сам брат Берсенев Алексей Тимофеевич не дожил до того дня, когда были обнаружены останки родственника. К слову, Алексей Тимофеевич тоже воевал, затем всю жизнь искал пропавшего без вести брата, ведь до последнего не верил, что тот погиб!

— Родственники солдата попросили нас помочь захоронить найденные останки на сельском кладбище в Смолино, рядом с могилой брата, — рассказывает собеседник. — Останки переправили. И вот в августе прошлого года я, взяв с собой шлемофон, очки, револьвер и ракетницу погибшего солдата, отправился в Смолино. Оказалось, похороны проходили с ведома самого министра обороны РФ, который поручил проконтролировать все своему заму. Всех удивило, что из Латвии, с которой у России не самые теплые отношения, приехал гость… Но в Латвии, замечу, мне никто не мешал в благом деле, даже помогали! Не было проблем и в аэропортах Латвии и России. Кстати, когда я прилетел в Москву, многие сотрудники аэропорта, узнав, что везу, собрались и с искренним любопытством рассматривали найденное оружие советского солдата и слушали историю! Неожиданная новость

О перезахоронении останков советского солдата несколько раз прошла информация по двум главным российским телеканалам, и один из сюжетов увидела Галина Никонова, которая, как потом выяснилось, уже 62 года искала информацию, где похоронен ее отец, погибший в годы войны. Все время она, жительница города Алапаевска Свердловской области, получала очень противоречивую информацию, пока наконец не выяснила, что ее отец вроде как похоронен в Латвии около деревни Бальбиново в Краславском районе.

— Я объехал несколько захоронений в районе и нашел братскую могилу, где лежат останки лейтенанта Семена Михайловича Никонова (его имя и фамилия выбиты в граните)! — восклицает Владимир Шаповал. — Скорее всего, отец Галины Семеновны погиб в другом месте, но во время укрупнения захоронений его останки перенесли в Бальбиново. Тут же написал женщине, что братское кладбище в идеальном состоянии, видно — к чести местных властей! — за ним следят. Там, кстати, есть и захоронения Первой мировой войны, а в могилах Второй мировой покоятся останки 390 человек.

Конечно, я очень обрадовался, что смог помочь найти место захоронения, но сложно даже представить, КАКИЕ эмоции были у самой Галины Никоновой! Она еще помнила, как отец до войны носил ее на руках. Правда, вот сын (брат Галины Семеновны) отца уже не увидел… Подчеркну, здесь совпадений быть не может. Во–первых, в архиве военкомата России подтверждали информацию, а во–вторых, и в поселке Индра (рядом с деревней Бальбиново) председатель волости нашла необходимые документы.

Галина Семеновна рассказала в письме Владимиру Шаповалу (и местной газете "Алапаевская искра"): "Нашему отцу нынче исполнилось бы 85 лет, а прожил он всего 22 года и 10 месяцев…" Выслала Галина Никонова и копию последнего письма отца, которое тот отправил дочери с фронта за пять дней до гибели — 20 июля 1944–го. Вот строчки: "…Нахожусь в Латвии. Немец сейчас бежит, иногда — километров по тридцать за день. Но бывают и остановки. Для немцев они смертельные. Скоро Латвия будет советской. До свидания. Крепко целую!" И вот 8–го числа Галина Никонова планирует приехать в Латвию — посетить могилу отца и, конечно, 9 мая прийти к памятнику Освободителям.

Такие истории, как рассказал Владимир Шаповал, действительно большая редкость, по крайней мере, в нашей стране, в наши дни. Именно судьба каждого советского солдата ложится в хронику событий того страшного времени. Это помогает еще более четко представить и написать (вернее, дополнить) истинную историю Второй мировой войны. Историю, которую, как бы ни старались, не переделают латвийские политики.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!