В конце осени минувшего года латвийские торговцы буквально взвинтили цены на бананы: если раньше эти плоды можно было купить едва ли не за 0,4 лата/кг, нынче их стоимость кое–где доходит до 0,8 лата. Причины стремительного дорожания фруктов уходят на десятилетие в глубь истории.
В 2001 году взаимными уступками завершилась 9–летняя торговая бойня между ЕС и США. Суть противоречий заключалась в том, что Европа предпочитала бананам американских концернов Chiquita и Dole бананы, выращиваемые в ее бывших колониях в Африке и Карибском бассейне.

Янки, желая защитить "местного производителя", в ответ установили импортные ограничения на евротовары. Например, 100% пошлину на сумки из Франции, британский лен и датскую ветчину (в 1999 году ввозные пошлины превысили 190 млн. долларов). Но экономическим монстрам надоела вражда, и ЕС пообещал в 2006 году ввести единую ввозную пошлину на бананы — 230 евро (160 латов) за тонну — для всех стран, а до тех пор ограничить импорт из Африки и Карибского бассейна. Америка, в свою очередь, с 1 июля 2001 года отменила многие импортные ограничения — окончательно они исчезнут, когда все бананы в ЕС станут "равноправными".

Этого, в свою очередь, не хотят 8 стран — крупнейших экспортеров желтых стручков. Вчера в Эквадоре по просьбе местных плантаторов собрались представители Колумбии, Коста–Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы, чтобы вместе решать, как ударить по Евросоюзу. Решений несколько: с бананом у горла требовать отмены новой пошлины или снижения ее до 75 евро (52,5 лата) за тонну.

Их настроения легко понять: ЕС — второй по величине импортер бананов в мире (около 4 млн. тонн в год). Кроме того, этого не хотим мы — и тоже по понятной причине: платить почти лат за кило, извините, западло.

Впрочем, ЕС вечно поскальзывался на банановой кожуре. Еще в 1975 году Европейское экономическое сообщество подписало договор с 48 бывшими колониями (в основном Франции и Британии): Берегом Слоновой Кости, Камеруном, Ямайкой, Доминикой, Суринамом, Сомали и др. Этим странам предоставлялся режим беспошлинной торговли бананами на территории ЕЭС.

При этом бананы из Латинской Америки — Эквадора, Коста–Рики, Гватемалы, Панамы и пр.— облагались импортной пошлиной, квотировались и лицензировались. А так как это не устраивало страны, чья экономика в значительной степени зависит от экспорта бананов (а также США), начались судебные иски.

В 1997 году ВТО вынесла решение, в соответствии с которым ЕС сохранил в действии то соглашение, но механизмы распределения квот изменились. Кроме того, была упрощена система лицензирования и так далее. Однако правительство Эквадора по–прежнему осталось недовольным, так как считало, что их квота слишком мала, и снова подало иск. В апреле 1999 года ВТО признала его правоту и обязала ЕС в течение 15 месяцев привести режим торговли бананами в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Год спустя Эквадор выиграл у ЕС еще один иск: ВТО разрешила ему ввести санкции против ЕС на 201 млн. долларов — беспрецедентный случай для страны третьего мира. Правда, скоро выяснилось, что Эквадор в основном импортирует из ЕС продовольствие, и обложение высокими импортными пошлинами этих товаров дико невыгодно. Не проблема: власти Эквадора потребовали от ЕС увеличить их банановую квоту взамен санкций.

Все разрешилось в апреле 2001 года, когда ЕС пришел к соглашению с США и Эквадором о том самом тарифе, о котором говорилось выше. Но теперь горячие латиноамериканцы вновь взбрыкнули. Ждем–с развития событий.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!