Министерство иностранных дел выразило благодарность председателю Латвийского общества юристов Айвару Боровкову, который, находясь во время цунами на Пхукете, помогал землякам вернуться на родину. Вчера Боровков поделился с министрами своими впечатлениями о случившемся и размышлениями на тему, как в подобных ситуациях упростить поиск латвийских туристов.
"Первым делом я позвонил Ингриде Удре"

"Никакой информации о приближающемся цунами не было. В место, где потом была зафиксирована самая большая волна на нашем острове, на так называемый дикий пляж, туристы отправились на автобусе в половине десятого. То есть за полтора часа до того, как стихийное бедствие достигло берега. За это время люди, если бы было сделано соответствующее предупреждение, смогли бы спокойно добраться до безопасного места и укрыться. Но никаких извещений не было.

Что касается контактов, то я первым делом позвонил Ингриде Удре и в МИД. Могу сказать, что МИДу в этой ситуации было очень трудно ориентироваться и найти своих в государстве с 64 млн. жителей. А самим туристам также непросто во время чрезвычайной ситуации понять: кому звонить, куда бежать. Поэтому для меня главным было помочь найти жителям Латвии место, куда бы они могли официально обращаться и спрашивать".

До возвращения не вскрывать

"Возвращаясь на родину, я много размышлял, как можно себя обезопасить во время таких вот поездок, сообщить государству о своем местонахождении. Так вот, как юрист, я могу предложить следующее. Люди, уезжая, могли бы декларировать свое место отдыха. С одной стороны, это может выглядеть нарушением прав человека, но с другой — может очень помочь в кризисной ситуации.

И второе — туристические фирмы, которые организуют поездки, могли бы ввести так называемые "закрытые" декларации на несчастные случаи: кого оповещать в конкретных ситуациях, где точно искать. Эти конверты заклеивать, ставить штамп и держать до возвращения туриста на родину. А потом возвращать ему содержимое. Иначе происходит следующее: многие латвийцы ведь попали в Таиланд не из нашей страны напрямую (у нас ведь не летит ничего в ту сторону), а, например, через Германию. То есть информация о том, что такой-то вылетел туда-то, содержится в аэропорту того же Гамбурга".

Оценим свои возможности

"Что касается помощи, которую может предоставить наше государство жителям, то могу сказать: у каждой страны свои возможности. Те же 100 тысяч латов, которые мы готовы перечислить, это двухдневный бюджет австралийского посольства со всем аппаратом, с которым они туда приехали, компьютерами и т.д. Мы можем помочь по-другому. Ведь у людей, особенно в Шри-Ланке и Южной части Индии, волной было унесено абсолютно все. Они остались без еды, питья, без одежды и домов. И я вот думал, как бы договориться с Latvijas pasts и организовать пункты сбора одежды и финансировать ее отправку. Полагаю, многие латвийцы таким образом могли бы помочь".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!