В Риге прошла 10-я Международная выставка текстиля, одежды, кожаных изделий и производственного оборудования Intertextil Balticum 2005. Ее с полным основанием можно было назвать презентацией турецких фирм: мощный десант 20 предприятий из Турции затмил не только остальных зарубежных участников, но и отечественных производителей.
Президент Латвийской ассоциации предприятий легкой промышленности Гунтис Страздс в интервью Kb раскрыл интересные детали и выставки, и общей ситуации с одеждой, которую мы покупаем.

Картинки с выставки

— Г-н Страздс, кажется странным отсутствие на главной отраслевой выставке, которая, по идее, должна быть зеркалом текстильной отрасли, практически всех ведущих предприятий Латвии.

— Так уж сложилось в последние годы, что эта выставка зеркалом отрасли не является. Если уж применять подобный термин, то скорее так можно назвать Baltic Textile and Leather, проходящую в Вильнюсе в сентябре. Вот там обязательно бывают Lauma, Rosme, Ogre, Juglas manufaktЅra… Дело в том, что латвийская выставка проходит в довольно неудобное время: кто-то отправился на выставку в Брно, проходящую в эти же дни, кто-то только вернулся с выставки в Париже. Хотя идея-то была хорошая: выставка в Литве — в сентябре, а в Риге — в феврале. И лет пять назад она действительно была зеркалом. Тогда предприятиям участвовать в Intertextil Balticum помогало государство. Но вот уже года три как господдержка прекратилась. А стенд в 9—12 квадратных метров обходится в 1200 латов — такие расходы маленькой фирме не потянуть. Особенно если за сопоставимые деньги можно, например, съездить на выставку в Германию, а ведь там совершенно иные возможности налаживания контактов и другая отдача.

К тому же в марте грядет еще одна выставка — Stils un mode в Skonto, которую организует Janus un partneri. С точки зрения интересов отрасли, хватило бы одной экспозиции, но каждая из выставочных компаний хочет иметь свою.

— Однако иностранцы, особенно из Турции, нынешнее мероприятие не проигнорировали. Они готовятся захватить латвийский рынок?

— Тут дело еще вот в чем: в самой Латвии наша легкая промышленность в среднем реализует только 9—14 процентов своей продукции. Остальное идет на экспорт. Поэтому Intertextil Balticum не та выставка, где обязательно участие местных компаний. В отличие, например, от Riga Food, в которой участвуют все ведущие предприятия пищевой отрасли.

В Латвии в отрасли максимум сотня фирм, которые вообще что-то производят. А если исключить предприятия, которые стопроцентно работают на иностранцев, то реально останется фирм 40. Так что я даже удивлен таким большим количеством участников. Но вот посмотреть приходят практически все профессионалы. Intertextil Balticum хороша тем, что позволяет понять, в каком направлении идут заграничные конкуренты. Например, из Турции 20 фирм приехали с одной целью — создать здесь систему реализации своего товара. И это хорошо, что иностранная компания приходит на наш рынок через выставку. Значит, ее бизнес прозрачный, как сейчас принято говорить. А что касается турецких предприятий, то учитывая, что у нас все большую долю составляют товары, произведенные в Китае, я расцениваю их приход положительно. Хотя бы потому, что турецкий товар лучше китайского. Конечно, китайские товары тоже бывают разные: давно известно великолепное качество изделий из натурального шелка. Но если говорить в целом…

Скрытые китайцы

— Ну, в магазинах китайские товары попадаются не так уж часто.

— Не часто? Да сегодня почти 70 процентов обуви, продающейся в Латвии, — китайского производства. Просто народ не знает, что покупает. Даже в литовском трикотаже на деле ничего литовского нет. Мужское белье — на 20 процентов китайское, женское — еще больше. 54 процента постельного белья — китайского производства. Вот сейчас многие удивляются, почему это одеяла стали всего 1,6 метра длиной? А это китайский стандарт — им же длиннее и не надо.

— И чем объясняется подобная "стеснительность" торговцев, не желающих просвещать покупателей о месте производства товара?

— Очень просто. Было время, когда пара женского нижнего белья — бюстгальтер и трусики — поступала из Китая за 4,5 сантима! Носки — за 5 сантимов. Процентов 70 обуви ввозится в Латвию по 1,5 лата за пару. Примем за нормальную торговую наценку четырехкратную — такая уж в любом случае окупит все расходы и даст заработать. Но где вы видели туфли за 6 латов? То есть наценки делаются головокружительные, наживаются за счет обычного покупателя, прикрываясь лейблом!

Пусть на этикетке написано название какой-то известной фирмы, в конце концов, это ее специалисты разработали модель, но то, что сам товар произведен в Китае, должно быть сказано. Если кто-то хочет пиcать "eiropas apavi", пусть пишет, но обязательно, хоть маленькими буквами снизу добавляет — "произведено в Китае". Иначе как связать с продажами статистические данные: ткани — на 30 процентов китайского производства, обувь — на 70 процентов.

А ведь есть в Латвии закон об обязательном указании страны-производителя. Но закон есть, а торговцы по-прежнему этого не пишут.

— И покупатель может предъявить претензию?

— Конечно. Вот этим и надо заняться Центру защиты прав потребителей, а не наскакивать на предприятия. А то появились у нас "умные покупатели", которые возвращают трикотажные изделия по причине пилинга (это когда ворсинки скатываются). Но в Евросоюзе пилинг делится на пять категорий, и только пятая считается браком. А у нас поносили вещь год и приносят обратно в магазин. У одной женщины на кофточке пилинг был даже другого цвета — не от кофточки, а от верхней одежды, но эксперты Центра защиты прав потребителей выносят решение: поменять! Что это за эксперты такие, которые не знают, что это когда-то, когда изделия были из натуральной шерсти, пилинг был недопустим, а теперь даже в учебниках пишут, что пилинг иногда — эффект, а не дефект. Ну и предприятие меняет изделие, что оно из-за 7-латовой кофты судиться будет?

Возвращаясь к лейблам — в Германии можно зайти в любой магазин и увидеть: произведено в Китае, Индии, Латвии или другой стране, а фирма пусть будет хоть Boss. Я ведь не против китайских товаров. Но сейчас все ждут, что на латвийский рынок придут западные производители. Но это же смешно — там у них самих все китайское. Вот поступают пуловеры из Дании по 1,56 лата! По-моему, любому грамотному человеку должно быть ясно: не может быть пуловера датского производства по такой цене.

— Так это дешевые китайские товары, продаваемые под европейскими лейблами, вытеснили нашу продукцию с местного рынка?

— Нет, китайские товары тут ни при чем. Кстати, теперь, когда Китай попал в ВTO, цены на них растут. У китайцев вообще четкая политика: пока завоевывают рынок, цены снижают, как только вытеснят с рынка других — цены повышают. Но причина трудностей латвийской легкой промышленности на отечественном рынке кроется в торговле. И то, что она "прячет" происхождение товара, — еще полбеды. Куда важнее то, что латвийским предприятиям местные торговцы предлагают совершенно кабальные условия реализации. Цены в Латвии иногда даже выше, чем те, по которым наши производители реализуют товар в Западной Европе. Но в Латвии торговцы оплачивают товар в срок от 90 до 100 дней с момента поставки. А иногда рабочий цикл доходит и до 120 дней. И ждать денег 100 дней означает заморозить средства чуть ли не на год. Кто же выдержит такие условия? Лучше уж отдать товар на 2 процента дешевле иностранцу, который заплатит на 14-й день после поставки. А если ему дать скидку, так он и через два дня заплатит. А свои магазины иметь дорого, мало кто может себе это позволить. Разве что Lauma, да недавно Ogre открыло. Теперь вот и Sakta отдали. Даже не прореагировали на предложение нашей ассоциации сделать там магазин латвийских товаров. Конечно, казино выгоднее!

Запад нам поможет

— Значит, экспортируем на Запад?

— В ЕС идет 85 процентов нашего экспорта. Правда, тут надо учитывать одну интересную особенность статистики: уж очень много Латвия продает на остров Мэн. А известно, что россияне очень много покупают через офшоры…

— Но экспорт на Запад идет в основном по заказу, так что даже и не хочется называть его настоящим экспортом.

— Вообще-то экспорт делится в пропорции 50 на 50. Швейные изделия — да, выпускаются по заказу, под западной маркой. Однако хочу напомнить, что покупатель в Европе всегда может увидеть на купленном пальто или костюме, пусть едва заметную, но надпись "сделано в Латвии". Так что даже с точки зрения славы страны это настоящий экспорт. А уж ткани, пледы, одеяла вообще идут под нашей маркой.

— А нет ли опасений, что китайцы вытеснят латвийские предприятия и из Европы?

— Не думаю. Во-первых, европейцы-то понимают, что они покупают и какого качества. Во-вторых, Китай уже достиг в Европе такого объема, выше которого не прыгнешь, и китайские товары уже стали надоедать. В-третьих, из Китая идут большие партии. Если вам нужно 100 тысяч одинаковых брюк — пожалуйста, они придут из Китая в морском контейнере. А если надо 500—1000, да еще с какими-то модными деталями, — это то, чем может заняться Латвия. Так что есть еще возможности и для роста цен, а значит, и для роста зарплаты в нашей отрасли. Пока перспективы нормальные.

Другое дело, что если вы работаете на одного заказчика (скажем, 70 процентов продукции поставляете одному покупателю), то неизбежно придет время, когда он вам скажет, понимая, что вы к нему привязаны: или снижаете цены, или снимаю заказ. И были случаи, когда в Латвии так и разорялись или в лучшем случае попадали в очень тяжелое положение, выбирались из которого с трудом и потерями. Понятно, что с несколькими покупателями работать труднее: нужно производить маленькие партии товара. Но это надежнее. И именно такие партии — ниша латвийского бизнеса. Все "большое" сделает Китай.

— А "бегство" капитала на Восток?

— Вот это может стать проблемой. Опасаемся, что иностранные предприниматели уйдут из Латвии в Белоруссию, Россию. Rosme, например, полностью принадлежит шведам. Представляете, что будет, если они перенесут производство? Пока наше преимущество в том, что в Белоруссии и России никогда ничего не делают в срок (хотя сейчас появляются и положительные примеры). А на Западе, если машина с товаром должна прибыть 23-го числа, то она прибудет именно 23-го, а не 24-го или 25-го. У них нет складского хозяйства, а четко расписано поступление товара по дням, и даже часам. И торговец уверен, что товар ему привезут вовремя.

Но у нас есть и минус: основные наши производства сосредоточены в Риге. И очень сложно перенести их в провинцию, где вроде бы все дешевле. Где вы там найдете специалистов, даже квалифицированных рабочих? Конечно, каждая женщина считает, что умеет шить. Для себя — да. Но не для конвейера.

В 2003 году, по сравнению с 2001 годом, импорт одежды в Латвию из Китая увеличился почти втрое. В последние годы быстро растет импорт одежды из тех стран, с которыми у Латвии до 2000 года не было торговых отношений: Индонезии, Бангладеш, Таиланда, Малайзии и Южной Кореи.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!