"Телеграф" уже сообщал о встрече руководителя Коммунального комитета Рижской думы Ивара Гатерса с жильцами денационализированных домов. Сегодня мы приведем наиболее интересные и конкретные вопросы, поступившие от участников встречи, а также ответы, которые дал на них Гатерс.
— Что делать, если чиновники отказываются ставить в очередь на муниципальное жилье?

Ивар Гатерс (И.Г.): — Многим кажется, что их документы не принимают необоснованно. Такие ситуации могут быть связаны с тем, что сотрудники муниципальных структур используют базы данных, информация в которых устарела.

В этом случае есть два варианта: либо предоставлять документы, подтверждающие ваше право на очередь, либо использовать свои права и оспаривать решение чиновника в Коммунальном департаменте, подавая заявление его директору.

— Хозяин дома 1 января 2007 года начинает капитальный ремонт. Мне 74 года, 50 из которых я прожила в этом доме. Муж умер, помочь мне некому. Что мне делать и где жить?

И.Г.: — Хозяин или управляющий не может начать капремонт дома, просто устно вам об этом сообщив. Он должен показать утвержденный проект на ремонтные работы, все документы.

Если владелец вашего дома получил его в ходе денационализации, то на время капремонта жилье предоставляет Рижская дума. Если ваш нынешний хозяин является перекупщиком, то обеспечить вам временное жилье должен он. Если вы считаете, что оно не отвечает каким-то требованиям комфорта, то этот вопрос нужно решать путем переговоров с владельцем. Дума в такие споры не вмешивается.

— Я живу в социальном доме в Болдерае, на улице Гобас. Его обитатели — инвалиды, душевнобольные люди, которые живут одни, без всякого присмотра. Они опасны для других жильцов: могут оставить включенными газ или воду, поджечь что-то. Но это никого не волнует. Ни разу за все время к нам не пришел никто из Рижской думы. Кроме того, дом оседает, в нем появляются трещины, он фактически разваливается, мы направили несколько заявлений, чтобы пришли стройинспекторы, но не получили даже ответа. Договоры с жильцами заключены только на полгода. А что дальше? И когда вы что-нибудь предпримете?

И.Г.: — Этот дом находится в ведении не Коммунального департамента, а Департамента благосостояния, поэтому я ничего по существу вопроса не могу вам ответить. Но донесу эту информацию до ответственного департамента и попрошу разобраться.

— Есть ли у вас список банков, готовых кредитовать жильцов денационализированных домов, которые получат пособие по переселению? На одну семью оно может составлять 10 тысяч латов, но этого мало для покупки жилья, к тому же люди, претендующие на пособие, относятся к категории малообеспеченных.

И.Г.: — Такого списка банков у меня нет. Но я лично говорил с руководством нескольких банков, в частности Hansabanka и NORD/LB, и они подтвердили, что готовы кредитовать эту категорию людей. К тому же действует система поручителей. Если вы находите человека, который может за вас поручиться перед банком, то процедура получения кредита несколько облегчается.

Пособие по переселению действует на территории всей Латвии, поэтому вы можете купить квартиру не в Риге, а в 30-50 километрах от столицы, где цены более щадящие. Я понимаю, что все хотят жить в столице, но приходится выбирать.

Если в течение года мы поймем, что сумма пособия действительно очень мала и люди не смогут эти деньги использовать как первый взнос в банк или приобрести на них квартиру не в Риге, мы пересмотрим и систему, и размер пособия.

— Почему дума опять готова материально поддерживать (из наших же налогов) домовладельцев, выплачивая им разницу между арендной платой, установленной муниципалитетом, и той, что запрашивают хозяева? Лучше стройте на наши налоги жилье.

И.Г.: — Строительство одного квадратного метра муниципального жилья обходится думе в 500 латов. На эти деньги, погашая разницу арендной платы, мы сможем расселить людей, пока строится жилье. Это вынужденная мера, но надо выбирать: или не иметь жилья вовсе, или иметь хотя бы арендованное. К тому же договоры на такое жилье будут заключать на продолжительный срок.

P.S. Если кто-то не успел задать Ивару Гатерсу вопрос или захочет его задать после этой публикации, отправить его можно в письменном виде в Агентство одной остановки. Во всяком случае, на встрече Гатерс обещал ответить на все поступившие таким образом вопросы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!