Удивительно, начиная с VI сейма, когда была заложена бомба под жильцов денационализированных домов, все знали, что многие жильцы будут выселены на улицу. Но, видно, три чисто русских слова — авось, небось да как–нибудь — победили.
И по мере приближения 1 января 2007 года обстановка накаляется. Попытки решения проблемы были, но строить муниципальное жилье только на деньги налогоплательщиков — это значит решить проблему домовладельцев за деньги налогоплательщиков.

И когда возвращали дома, и когда их покупали, дома не были пустыми, а проблема жильцов — это проблема домовладельца, получающего или покупающего дом с отягощением в виде жильцов. Домовладение — это бизнес. А бизнес — это всегда риск.

С другой стороны, сейчас расселить жильцов по тем ценам, что на рынке жилья, для домовладельца просто нереально. Попытка выставить всех домовладельцев узурпаторами и кровопийцами, а всех нанимателей ангелами во плоти не нова, политически оправданна, но бессмысленна.

Многие домовладельцы желали бы расселить, но не тянут сегодняшние цены вторичного жилья. Я знаю примеры, когда наниматели квартир, уже проживая в другом месте, требуют отступные в размере сегодняшних цен вторичного рынка. Предположим, что сегодняшняя себестоимость квадратного метра многоквартирного муниципального жилья минимум 400 евро. Домовладелец вносит деньги на счет муниципалитета, и самоуправление ему гарантирует оговоренное количество квадратных метра жилья по льготной цене. При нынешних темпах строительства это проблема (при наличии средств)

2–3 лет. Часть домовладельцев, вероятно, пойдет на это, можно продумать и льготные государственные кредиты под эти суммы для домовладельцев. Возможно, и часть нанимателей жилья на это согласится. В любом случае в выигрыше останемся мы с вами, налого- плательщики.

Кров является одной из насущных потребностей человека. И если мы носим гордое звание европейской страны, мы не имеем права оставлять людей без жилья. В этом и есть социальная ответственность власти. В Европе есть страны, где это закреплено на законодательном уровне. Власть показала свою силу и способности и при разгоне пенсионеров в 1998 году, и на детях при протестах школьников 2004 года. Посмотрим, как власть справится со взрослыми и зубастыми дядями и тетями. Ну право же, не все же время со стариками и детьми воевать.

Демократия имеет две основы: во–первых, она отражает интересы всего народа, а не отдельных слоев, групп, этносов, тогда это плутократия, олигархия, этнократия, но никак не демократия. И во–вторых, она отражает интересы своего народа, именно своего, который и выбирает власть. В нашем случае — интересы латвийского народа. Мне возразят: у нас не все выбирают. Да, не все, но все содержат это государство! И значит, имеют право на отражение своих интересов.

Владимир СОКОЛОВ, председатель Союза граждан и неграждан Латвии

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!