Британская Хельсинкская группа по правам человека (BHHRG) базируется в Оксфорде и объединяет профессуру и студентов этого уважаемого учебного заведения, занимающего в мировом рейтинге из пяти лучших вузов первое место вместе с Кембриджем (МГУ — на втором).
Среди членов группы — политологи, историки, правоведы. С некоторыми из них я знакома лично. Это автор нескольких нашумевших книг, вроде "Замутненного источника", где в пух и прах разбивается идея ЕС, историк и политолог, профессор Марк Алмонд, доктор права Кристин Стоун, известный аналитик Джон Локленд, бакалавр кафедры русского языка и литературы Томаш Клушчинский.

Эти люди не раз приезжали к нам, особенно когда шло обсуждение закона о школьной реформе, встречались со всеми, кто к ней так или иначе причастен — от министра образования и науки до правозащитников и школьников, посещали митинги и пикеты. Отчаянные евроскептики, они пристально следили за подготовкой Восточной Европы к вступлению в ЕС. Результаты их мониторинга находили отражение в интервью и статьях, в аналитике. "Вести Сегодня" встречалась и беседовала с британскими правозащитниками, помогала в организации некоторых встреч. Сегодня они, как всегда, остро и без обиняков комментируют некоторые аспекты расширения ЕС и вхождения в него стран Балтии.

Аппаратчики–торговцы

— Пропагандисты, ведущие разъяснительную работу по привлечению новых стран в ЕС, регулярно ссылаются на якобы бурно развивающуюся экономику стран Балтии. Мы считаем это полным абсурдом, особенно когда "живые" процессы в Балтии начинают сравнивать со "склеротирующей" экономикой Франции и Германии. Ваш свободный рынок, приватизационную политику, разрушившую некогда благополучные страны, выставляют напоказ в качестве модели для "несчастной" Западной Европы.

Если даже люди верят этому абсурду, они вправе спросить, почему же так много молодых, образованных людей покидают свои дома и бегут с этого "островка благополучия", чтобы стать дешевой рабочей силой для "депрессирующих" экономик Голландии или Франции? И что случилось, к примеру, в Польше, которая уже потеряла массу своих молодых и образованных свежих сил? Действительно, что, простых людей из так называемой новой Европы столь вдохновляют эти реформы?

Элитная группа "пропагандистов" "Европейского проекта" усердно торгует в Вильнюсе, Праге и Братиславе, равно как и в Париже, Лондоне и Брюсселе. Их не смущает то, что в последних они чужие и пришлые и даже никак не связаны с местным населением. И эти "новые европейские аппаратчики" получают очень кругленькие прибыли от присоединения своих стран к ЕС.

Объезжая страны Восточной Европы и Балтии, представители нашей Британской Хельсинкской группы повсеместно сталкивались с враждебным отношением к членству своих стран в ЕС — кроме, правда, молодежи, которая видит в этом возможность уехать и обосноваться на Западе. Исполнение критериев, которым страна должна была соответствовать, чтобы вступить в ЕС, стали для местного населения тяжелым бременем, а сам процесс показался очень подозрительным. В тот вечер, когда в Латвии голосовали на референдуме по вступлению в ЕС, группа молодежи выставила сожженный флаг ЕС в центре Риги, прямо под носом отмечающих его "позитивные" результаты.

Скидка за голос

Наиболее интригующим случаем была Литва. Референдум по вступлению здесь был запланирован раньше, чем у других кандидатов, в мае 2003–го, так как считалось, что небольшой балтийский народ уже убедили занять проевропейскую позицию. Однако чуть раньше здесь произошло странное событие, когда вопреки ожиданиям элиты на президентских выборах победил Роландас Паксас. Столкнувшись с таким "волюнтаризмом" избирателей, правительство не на шутку испугалось за результаты грядущего референдума и решило срочно изменить правила игры, растянув референдум вместо одного на два дня. Это давало властям возможность увидеть, как идет голосование в первый день, чтобы "подкорректировать" его результаты на второй. Чтобы референдум считался состоявшимся, к урнам для голосования должны были прийти 50% имеющих право голоса.

На 10 утра первого дня референдума проголосовавших было всего 27,8%. Необходимый процент набирался с помощью сети супермаркетов VP Market, где скидку давали тем, кто показывал бумажку–плакатик с надписью "Я уже проголосовал". В итоге число пришедших на участки вроде доползло до уровня требуемой явки, но действительность заставляет сильно в этом сомневаться.

Почему литовцы уклоняются от объятий "Европейского проекта"? Может быть, потому, что не склонны доверять оценкам и комментариям "евроадвоката" Доминика Муаси, сравнивающего их "стремительно растущую" экономику со "склеротирующей" французской? Особенно после того, как французы отказались, вопреки его упованиям, поддержать евроконституцию. Почему французы не едут на восток в поисках работы? — этот вопрос, адресованный их "рыночным экономистам", так ни разу и не удостоился ответа…

На самом деле общества "мальчиков, обслуживающих рекламу" новой Европы, к которым относятся страны Балтии и Польша, очень страдают от массовой безработицы и коллапса экономики в глубинке. А глубинка — это вся страна, кроме столицы и нескольких крупных городов. Литва имеет полный набор этих "радостей" плюс приближающийся энергетический кризис, причиной которого стало неминуемое предписанное мандатом ЕС закрытие Игналинской АЭС. Это обратная сторона программы европейских "реформ", которая оттолкнула литовцев как от ЕС, так и от своей политической элиты. Эти факты в официальной печати замалчиваются. Но при этом очень явственно проступают в исследованиях независимых экспертов, в частности, свидетельствующих о настоящей эпидемии самоубийств, охватившей Литву…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!