Где бы взять хорошего доктора, способного вылечить нашу медицину? Сейчас ей и диагноз-то поставить сложно. Если поначалу лихорадило только врачей, то теперь должно бросить в жар всю страну: нехватка средств в здравоохранении сказалась не только на настроении анестезиологов, хирургов, медсестер и водителей "скорой".
Со дня на день и пациентам, как они сами говорят, поплохеет. Дыры решено латать за счет нас с вами — рядовых больных. Например, если сейчас семейный врач берет за визит на дом 2 лата, то с нового года ему планируют "отменить потолок". Мол, вот вам, доктор, пациент, как хотите, так и крутитесь. И это еще не все новшества, читай — драконовские нововведения, которые предложено ввести с 1 января 2005 года.

Без эксцессов

Кому-то тема уже могла набить оскомину. Но нельзя зарекаться от того, что завтра помощь бастующих врачей не понадобится кому-то из близких. Поэтому нужно быть хотя бы морально готовым к тому, что помощь эта может и не прийти.

Больше недели все латвийские анестезиологи работают по сокращенному графику: на работе только дежурные бригады, выполняется только неотложный минимум. Как уже успели заметить в Министерстве здравоохранения: ничего страшного не произошло. Действительно, никто не умер, все срочные операции (если встает вопрос о жизни и смерти) делают незамедлительно, "несрочные" пациенты томятся в очереди, и кто знает, чем обернется для них это промедление.

Но внешне все без эксцессов. Поэтому никто и не торопится обнадеживать врачей и обещать им выполнение требований по зарплатам. В ответ на такое бездействие стали возмущаться и другие люди в белых халатах. Того и гляди, к новому году больницы просто встанут: забастуют хирурги и даже медсестры.

Кто планирует — тот и режет

- Если правительство не пообещает поднять врачам зарплаты, мы откажемся делать даже платные плановые операции, — сказал "МК" президент Латвийской ассоциации хирургов Гунар Пурмалис. Он, как и его коллеги, сейчас негласно и даже не совсем по собственной инициативе тоже принимает участие в акции протеста. Ведь если на работу не выходят анестезиологи, то и хирургам нечего делать в операционной. — Заявив в октябре о том, что мы хотим повышения зарплаты, хирурги остались неуслышанными. Никто в правительстве даже не подумал о том, что надо запланировать в бюджете деньги для нас.

Планируют, как возмутился врач, только операции. На будущий год уже готовы огромные списки: в очереди сердечники, больные раком, молодые и старики, но хирурги приняли решение: если им не поднимут зарплаты, очередь не продвинется ни на одного человека. "Мы полностью прекратим плановые операции", — объяснил Пурмалис.

Как выяснил "МК" в Ассоциации хирургов, специалистов со скальпелем в Латвии чуть больше 300. А нужно почти в полтора раза больше. Проблема та же, что и у анестезиологов, — врачи не идут работать в больницы, а уезжают на практику за границу. И если в столице проблема более или менее решена, то случись беда в Салдусе или Айзпуте — больному придется не сладко. В больницах этих городов нет НИ ОДНОГО хирурга. Для плановых операций приезжают врачи из других больниц, а если необходима срочная операция, то сделать ее просто некому.

Конкретной суммы хирурги пока не назвали, но ясно одно — просить они будут не меньше, чем анестезиологи.

- Но мы хотим, чтобы была решена не только проблема зарплат. Министерство здравоохранения должно как-то стандартизировать наш труд, — считает Гунар Пурмалис. — До сих пор не установлено число пациентов на одного врача, не существует стандартов труда. В итоге получается, что на одного врача приходится не по восемь, как всегда и везде считалось нормой, а по 30 пациентов.

Всем сестрам по латам

"Мы хотим, что зарплату повысили не только анестезиологам и хирургам, но и нам", — заявили неожиданно операционные медсестры. Они распространили свое заявление через информационные агентства, и "МК" решил выяснить, чем же грозит это для больниц. Оказалось, медсестры настроены не менее серьезно, чем их коллеги. За простым требованием повысить зарплату (хотя бы до уровня достойной, а не давать жалкую подачку в виде минималки), стоит та же угроза забастовки. В больнице "Гайльэзерс" на минувшей неделе латвийские медсестры устроили общее собрание. Решили однозначно: будем бастовать. Президент Латвийского профсоюза медсестер Айгар Лавринович рассказал, что они боятся, что за проблемами хирургов и анестезиологов забудут о сестричках. Ведь сегодня получается так: если молчишь, значит, доволен. А можно ли быть довольным, дежуря сутками, бегая из одной больницы в другую (а как еще заработаешь), ухаживая за самыми тяжелыми, которые ни помыться, ни в туалет сходить сами не могут? Можно ли быть довольным, принося в конце месяца домой чуть больше 100 латов? Если в правительстве не найдут ответа на этот вопрос, медсестры в один день просто не выйдут на работу.

Заболеть станет роскошью

"Врачам будут платить сами пациенты!" — объявило хитрое правительство. То есть, не найдя денег на повышение зарплат медикам, высшая исполнительная власть решила пойти другим путем: резко уменьшить количество услуг, оплачиваемых государством и одновременно увеличить взносы пациентов. Это означает, что плановых операций станет еще меньше, за необходимость лечь на операционный стол пациент будет платить из своего кармана. А чтобы заработать не только на тех, кому требуется операция, решено поднять и расценки на визиты к специалистам.

Если сейчас, чтобы попасть на прием к окулисту или ортопеду в районной поликлинике, нужно заплатить 50 сантимов, с 1 января сумма поднимется до 2 латов. Семейный врач будет принимать за 50 сантимов, но вот ходить на дом уже не за два лата, а за ту сумму, которую установит сам. Только в отношении детей до 18 лет, стариков (старше 80) и инвалидов 1-й и 2-й групп ничего не изменится.

Что же делать и как спастись от драконовских мер малоимущим, коих в стране большинство? Этого не знает никто. Можно, конечно, воспользоваться шутливым советом знаменитого поэта: "…Сохранить здоровье чтоб, применяйте, люди, обтирание!" А если хилый — сразу в гроб…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!