Вчера в агентстве LETA появилось сообщение о том, что Министерство образования и науки (МОН) выступило с инициативой приравнять полученные в советские времена научные степени к степени доктора наук ЛР. Иначе говоря, власти предержащие снизошли, наконец, и до ученых–"оккупантов", и, сдается, делается это не от хорошей жизни латвийской науки на ЕС–пространстве.
Я проработал в науке более семи лет. Период — самый переломный: 1985–1992 годы. Видел и слышал, как приоритетные направления науки, особенно фундаментальные исследования, хирели и сворачивались лишь потому, что функционерам Народного фронта, хозяйничавшим в то время практически везде, нужны были быстрые результаты — иначе денег из бюджета не дождаться. Страну заполонили бывшие эмигранты, так сказать, "новолатыши", которые с видом знатоков (а по сути — мошенников) советовали, куда направлять деньги из госказны. Естественно, наука стала падчерицей. А ученые (немало с мировым именем) стремительно исчезали из Латвии туда, где их знания и умение ценились во много раз выше, — в Израиль, Германию, США, Россию, наконец. Вот и случился коллапс: наука у нас вроде и есть, но с учеными, которые могут подтвердить свой мировой уровень, — напряг. Потому что до последнего времени на все советское было табу — "оккупанты", и все такое прочее. И получилось, как говорили в Древнем Риме: "Иссякает ученость ученых, послушание учеников".

Ну–ну, время, кажется, немного образумило преемников идей Народного фронта. Здесь надо отметить, что весьма приличный удельный вес в финансировании местной науки в последние 15 лет занимает целевое денежное вливание за счет грантов — инвестиций из ЕС и США — в самые перспективные программы исследований в Латвии.

Понятно, что наши полунищие ученые рады этому до глубины души. Но у них, молодых и постарше, в большинстве своем нет ИМЕНИ в науке, под которое (а не только "под тему") даются деньги, но кушать–то хочется всем. А Запад дает заработать только самым умным и талантливым, но многие из тех, что остались в Латвии, разбрелись кто куда — чаще всего в бизнес, который не имеет никакого касательства к науке.

Теперь пошло финансирование науки из фондов ЕС, причем нехилое, но совершенно конкретных ее областей, которые требуют не только соответствующего уровня образования, но и ИМЕНИ. А имен сегодня в Латвии, да еще и облеченных признанными титулами, — раз–два и обчелся. И здесь МОН пошло на крайние меры, отойдя от принципа Народного фронта, а именно: хочешь получить удовольствие и деньги — не только расслабься, но и пой в унисон дающему. Приперло, однако, берущих, если советские ученые вдруг понадобились независимой Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!