Из Кобе Владимир Киндзулис вернулся только что — переполненый впечатлениями. А попал он в Японию так: год назад в Ригу с официальным визитом приехал из города–побратима Кобе обладатель 6–го дана кендо (в переводе с японского — "путь меча"), сенсей Джуиничи Хирата.

Здесь же он познакомился с президентом Латвийской федерации кендо Владимиром Киндзулисом. Принимали почетного гостя достойно, вдохновили его и заслуги наших мастеров воинского искусства. Вскоре же после этого в Стране восходящего солнца гостил министр иностранных дел ЛР Пабрикс, ему сказали, что наши страны может объединить спорт, а лучше всего — именно кендо.

– В Кобе живут известнейшие кендоисты Японии, и практикуют там это древнее искусство очень многие. Вернее, слово "многие" не совсем подходит, ведь в городе около тысячи обладателей 7–го дана кендо, а у десятерых человек — 8–й дан! Понятно, японцы в искусстве владения мечом лучшие в мире. И я уже давно думал о том, как бы завязать дружеские отношения с этой страной, — говорит Владимир Киндзулис. — Сперва, после того как я подал заявку в Рижскую думу, чтобы городские власти оплатили дорогу до Кобе, на меня там смотрели довольно скептически: мол, у нас же приоритеты футбол да баскетбол, а тут — нате вам, кендо… Тем не менее деньги дали, за что мы искренне благодарны муниципалитету. А уже на месте, в Кобе, нам оплачивали проживание, питание, спортивную и культурную программу тамошние власти и сенсеи, имеющие в обществе очень большой вес.

Почему мастеров кендо столь уважают в Кобе и вообще во всей стране? Дело не только в том, что кендо — национальный вид спорта Японии. Все намного глубже. Обратимся к истории. С X по XVII век буси — самураи — обеспечивали покой и порядок в стране. В средневековой Японии каждый благородный муж и тем более самурай, для которого меч — не просто оружие, но душа, должен был в совершенстве владеть воинскими приемами. Кэнгги (в переводе — "сильные и умелые фехтовальщики") обладали техникой владения мечом, перед которой трепетала вся страна. Наиболее выдающиеся из их числа передавали свое умение в школах техники боя — рю, которых уже в 1603 году в Японии были тысячи. Традиционные фехтовальные залы — додзе — обычно находились поблизости от монастырей и храмов, но со временем огромное количество школ возникло при замках феодалов.

Каждый дайме — князь — считал своим долгом содержать школу кендо, где тренировались его вассалы и сыновья. Нередко в залах и перед храмами, на улицах и за стенами замков проводились жестокие дуэли. Бои длились до смертельного исхода или пока один из участников не оказывался обезоружен… Но после революции Мэйдзи в 1868 году самураям запретили носить мечи. Для воинов это было оскорблением чести и шагом к забвению древнейшего боевого искусства фехтования кен–дзюцу. Мастерам под давлением властей пришлось переосмыслить суть воинского искусства и заменить стальной меч на бамбуковый. Так родилось кендо (в переводе — "путь меча").

К концу XVIII века выкристаллизовалось три метода обучения искусству владения оружием: настоящим клинком — катаной, деревянным — боккеном, легким учебным мечом (а чаще палкой) — синаем… В 1928 году возникла Всеяпонская федерация кендо — Дзэн Ниппон Кендо Рэммэй, которая диктовала стандарты при подготовке инструкторов, проведении экзаменов, создании клубов. В 1941 году кендо стало обязательным предметом во всех начальных школах. Так с веками традиции кен–дзюцу, искусства уничтожения врага на поле боя, преобразовались в школу воспитания духа воина — кендо.

— Теперь в Стране восходящего солнца кендо практикуют более 10 000 000 человек — от школьников до полицейских! — рассказывает Владимир. — В Японии кендо начинают заниматься уже с шести лет. А вот зрелым мастер становится лишь годам к пятидесяти. Тогда "путь меча" переходит из физической области в духовную: ты чувствуешь энергию соперника, управляешь ею. Сила спортсмена не просто в умении владеть мечом, но во всем — во взгляде, жестах, осанке, голосе. В этом мы смогли убедиться воочию, когда побывали в спортивных залах, где тренировались мастера 6–8–х данов. Эти люди на фантастическом уровне владеют искусством!

В Кобе очень оценили, что и мы, гости из далекой Риги, чтим традиции древнего искусства. Но без этого, само собой, никак, ведь правила и традиции тщательно соблюдаются в жизни кендоиста, пускай и из Латвии. Так, синай все еще собирают из четырех расщепленных частей бамбука, надевая на него рукоятку — цуку и наконечник — сакигаву из кожи, связывая их с помощью ремешка — накаюи и прочной струны — цуру. Разумеется, бои ведутся в доспехах, настолько надежных, что они способны выдержать любой удар: на голове у каждого воина — шлем мэн, на бедрах — протекторы таре, грудь закрывает панцирь до, кисти рук и предплечья — в специальных перчатках коте.

Из пяти дней, проведенных в Кобе, трое суток мы жили в семьях сенсеев. Для нас проводили чайную церемонию, водили по традиционным баням, кормили блюдами национальной кухни. Показывали и храмы, замки в Киото. Нам посчастливилось побывать в знаменитом Золотом замке и в возвышающемся над деревьями замке Ниджо, который построил один сегун семь веков назад на 14–метровых сваях. Замечу, все полы в помещениях замка скрипят, это сделали специально, чтобы можно было услышать врага, например ниндзя.

Очень благодарны друзьям из Кобе за то, что они нас отвели к одному сенсею, мастеру кюдо — стрельбы из традиционного японского лука. После специальных занятий я понял: важно развивать это искусство, воспитывающее дух человека и сильно дисциплинирующее его, в Латвии, поэтому с учениками мы купили луки и привезли их в Ригу. Теперь наша копилка боевых искусств пополнилась. Хотя мы и ранее помимо кендо практиковали дзедо — искусство обращения со средней длины палкой, иайдо — технику правильного вытаскивания меча из ножен.

Самурай только спустя десятилетия занятий и внутреннего самосовершенствования мог сказать, что правильно извлекает меч. Причем извлекал его с такой скоростью, что пораженный соперник так и не успевал заметить вылетевшего из ножен меча.

А в последний день визита мы по рекомендации сенсеев встречались с мэром Кобе Татсуо Яда. Спасибо им. В следующем году представители Кобе намерены приехать с ответным визитом в Ригу. Поверьте, мы их достойно встретим! — пообещал Киндзулис.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!