Вчера Айвар Лембергс встречался с главами двух министерств — среды и регионального развития — Раймондом Вейонисом и Иваром Гатерсом. Речь шла о возможности привлечения для Вентспилса средств структурных фондов ЕС.
После совещания А.Лембергс признался Kb, что не считает свой город богатым и надеется на новые принципы административно-территориальной реформы. Зато в отношении принятия госбюджета мэр Вентспилса вполне оптимистичен.

— О чем вы говорили с министрами?

— Речь шла о защите окружающей среды. Латвия обязалась после вступления в ЕС не использовать в котельных топливо, содержащее более 1% серы. Тогда как в Вентспилсе используют отопительный мазут, содержащий от 2,5% до 3% серы. С переходом же на менее серосодержащее топливо тарифы увеличатся на 25%. Поэтому необходима существенная реновация и переоборудование вентспилсской централизованной системы подачи тепла с использованием в перспективе другого топлива. Что означает строительство новой ТЭЦ. Мы обсудили соответствие данного проекта позиции Европейской комиссии и плану развития Латвии. В нашу пользу то, что средства выравнивающих фондов предполагается использовать в том числе и на проекты, связанные с теплоснабжением и защитой окружающей среды. Возможно, придется внести уточнения в план развития Латвии, но на его совершенствовании настаивает и Еврокомиссия.

— В чем смысл присутствия на встрече господина Гатерса?

— Проблема включает в себя два вопроса. Чтобы будущая ТЭЦ могла эффективно работать, необходимо объединить все системы теплоснабжения Вентспилса в одну. Сейчас их две — на левом и правом берегу Венты. Объединение — это инфраструктура, которая находится в ведении министерства господина Гатерса. Среда, соответственно, в компетенции Министерства среды. Но одно без другого в данном случае не может обойтись. В сущности, это два проекта в одном. Различие главным образом в том, что инфраструктура города в руках самоуправления, а ТЭЦ, очевидно, будет больше вопросом частных компаний.

— Во сколько обойдется ТЭЦ городу и, соответственно, Европе?

— Для самоуправления софинансирование предусмотрено в размере 85%, частного сектора — до 50%. Исходя из этого, соединение обоих берегов Венты для ЕС обойдется примерно в 2 млн. Ls, даже чуть больше.

— Сам Вентспилс не в силах построить ТЭЦ? У вас слава очень богатого города.

— Как раз наоборот. Если у кого-то больше денег, это вовсе не означает, что он может их свободно тратить. По сравнению с другими мы бедный город, и много чего себе не можем позволить из того, на что тратят деньги другие самоуправления, получающие дотации. Но деньги есть у того, кто их умеет считать. Каждый житель Вентспилса выплачивает ежегодно по 57 Ls в так называемый Фонд выравнивания самоуправлений. Однако в том, как самоуправления тратят эти дотации, нет никакой системы и никакого контроля.

Территория реформы

— Вы уже встречались с господином Гатерсом в ходе празднования Дней Вентспилса. В итоге вы признались, что у вас с ним одинаковая позиция по ряду вопросов?

— Да, в первую очередь это касается административно-территориальной реформы. Я полностью поддерживаю позицию "Нового времени" и господина Гатерса, так как она исторически проверена, экономически обоснована и социально оправдана. Аргументы, приводимые в пользу 102 округов, не предлагают решения проблемы слабых самоуправлений. Самоуправлениями первого уровня должны быть большие города районов. Волости как таковые сохранятся и в будущем, но их количество в конкретном районе должен определять совет последнего. Конечно, место конторы, оказывающей услуги жителям, должно находиться поближе к народу, а должность его руководителя — быть выборной. В этом плане как раз таки проблемы и нет.

— Как насчет баланса отраслевого и территориального принципов развития? Что, на ваш взгляд, лучше?

— Нельзя противопоставлять одно другому — это единое целое. Правительству и господину Репше известно мое предложение, а именно: составлять государственный бюджет не только в отраслевом разрезе, но и территориальном. Последнее в планировании бюджета вообще отсутствует. Всегда нужно помнить, что латвиец живет на конкретной территории, а не в какой-либо отрасли. Но, к сожалению, в настоящий момент планирование государственного бюджета мало связано с территориальным принципом.

Дефицит как точка отсчета

— В свою очередь стремление премьера удержать 2% бюджетного дефицита вы назвали экономически и социально необоснованным, мол, и Европа пока не требует меньше 3%. В этом плане вы "Новое время" не поддерживаете?

— Все это, в известной степени, пока допущения, своеобразные пункты отсчета при составлении бюджета. Видимо, происходит следующее: дефинируются макроэкономические критерии, в том числе и процент бюджетного дефицита от ВВП, а формируя бюджет, государство выясняет, можно ли с предлагаемыми правилами игры составить нормальный бюджет. Если окажется, что нельзя, то, вероятно, последует какой-нибудь компромиссный вариант. Искусство компромисса проявляется ведь не только в политике, но и в определении бюджета и трате денег. Если не удастся нормально свести концы с концами, а мне кажется, процесс уже затрагивает существенные социально-экономические сферы, то выдвижение конкретной цифры в качестве самоцели может привести к серьезным социально-экономическим проблемам в государстве. На мой взгляд, сейчас просто идет дискуссия, и есть еще пять месяцев, оставшихся до утверждения бюджета в декабре. То есть очень много времени, поэтому не стоит впадать в панику. Медицина еще не разрушена, у образования еще ничего не отнято, у автодорог тоже. Происходит нормальная дискуссия.

Только что в думе Вентспилса мы обсуждали план денежных потоков бюджета города на ближайшие годы. Оказалось, что отраслевые предложения по расходам на 25% больше того, что мы можем тратить. Мы в такой же ситуации и тоже ищем возможности сэкономить. В конце августа соберемся снова, будем искать сбалансированный вариант где-то в рамках 5-процентного дефицита. За мою пятнадцатилетнюю практику не было случая, когда расходная часть городского бюджета была изначально сбалансирована с доходами. Потребности всегда больше возможностей. Но опять же и у самоуправления, и у государства до декабря еще есть время.

— Эксперты утверждают, что подобная острая бюджетная дискуссия может негативно повлиять на результат референдума по вступлению в ЕС. Мол, все рушится, все будет дороже и т.п.

— Это не так. Реально это первый год, когда нынешнее правительство формирует бюджет фактически с нуля. В свою очередь Э.Репше прав в том, что каждое учреждение, каждая отрасль должны взглянуть на свои траты как бы со стороны, совершенно другими глазами. А это очень трудно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!