В минувший четверг состоялось собрание родителей 40–й рижской школы, посвященное реформе–2004. Его посетили также председатели комиссий по образованию Рижской думы и cейма — Г. Йиргенсонc и Я. Страздиньш, глава рижского департамента образования Э. Веберс и главный "интегратор" МОН Э. Папуле. Во вторник представителей этой школы согласился принять министр образования.
Пикантность ситуации в том, что 40–я школа действительно готова к реформе. Это признали и директор, и родители. Хотя благодаря "особому отношению" департамента и министерства к этой престижной школе ей позволяются "поблажки". Например, включение в латышский блок всех иностранных языков. Из серьезных предметов в жертву отданы лишь география и биология.

Директор школы Галина Ефремова призналась, что, придя сюда 1 апреля, во Всемирный день дураков, ощущает себя дураком! Потому что при приеме в школу она каждому из родителей говорила о тех программах, по которым будут учиться их дети, и никто против них не возражал. Директор в присутствии своего непосредственного начальства фактически одобрила вводимую реформу, заявив, что, по ее мнению, латышский язык в двухобщинном государстве нельзя выучить без среды общения, то есть на одних лишь уроках госязыка. По ее словам, собравшиеся родители не уполномочены выступать от имени тех, кто не пришел на собрание и, значит, придерживается другой точки зрения.

Ведущие собрание родители тут же пояснили, что под резолюцией собрания уже подписались 146 человек. Напомнили директору и то, что сегодня собрались не для того, чтобы обсуждать конкретные программы обучения 40–й школы, а чтобы высказаться против проводимой реформы, сделать все возможное, чтобы отпала необходимость в забастовках, манифестациях и акции "Пустые школы". Все выступавшие родители искренне благодарили директора и учителей школы за то, что они подготовили детей к реформе. "Наши дети готовы учиться и на латышском, и на английском. Но нужно ли нам это? — спросил родитель Иосиф Корин. — Мы как заказчики образования считаем, что нам эта реформа не нужна. Нас заставляют учиться на латышском путем выкручивания рук. Результатом реформы, наверное, станет новая формулировка в аттестатах: "Владею химией со словарем".

Врач–педиатр Светлана Иванова–Лошканова напомнила, что реформа не прошла медицинской экспертизы. Но учебная нагрузка в результате обучения на неродном языке не соответствует возможностям растущего организма, мозг подростка физиологически не готов к этому! Результатом становятся переутомление, хронические болезни, нервные заболевания. Мама восьмиклассника Ирина Чаевская рассказала, что ее сын потерял всякий интерес к географии и биологии, так как они изучаются на неродном языке. А ведь раньше зачитывался Жюлем Верном! "А после реформы дети потеряют интерес к половине учебных предметов! — считает Ирина. — Сын перестал ставить "гарумзиме" в школьных тетрадях. Думала, просто из–за незнания. Но в чатах, переписываясь с латышами, он не ленится отмечать долготу! Значит, в школе он делает это сознательно, выражая этим свой протест!"

— Из 19 предметов в 8–м классе 9 предметов моя дочь уже изучает на латышском. И все перечисленные педиатром заболевания у нее уже есть! — горько заметил учитель и родитель школы Вадим Афанасьев. — Многие дети жалуются на скачущее давление, постоянные головные боли, кожные заболевания. Игра в проценты — просто неприличная игра!

Отец ученика 2–го класса, депутат сейма Борис Цилевич обратился к гостям собрания с призывом найти компромисс. И для начала провести независимый опрос родителей на тему реформы. Г–н Цилевич напомнил, что в вузах ЛР не готовят ни учителей латышского, ни предметников для русских школ. Значит, они скоро вообще не понадобятся? "Учить латышский лучше на уроках латышского, а не физики! Мы, родители, отдавая детей в эту школу, понимали, что главный капитал — это хорошее образование. И поэтому мы не хотим терять его из–за чьих–то политических игр".

Учитель школы Владислав Рафальский считает, что реформа — это диверсия, так как от будущего страны отсекают половину населения. Поэтому надо костьми лечь и бороться против эксперимента. Обращаясь к гостям, учитель сказал: "Вы посеяли семена раздора, поэтому мы не верим ни одному вашему слову об интеграции!" Учитель Виктор Глухов выразил сожаление, что после выступления директора 40–я школа может быть поднята на стяг реформы.

В конце собрания слово попросил г–н Страздиньш. Лучше бы он этого не делал! Если бы в зале сидели чуть менее сдержанные и воспитанные люди, докладчика просто закидали бы мобильными телефонами. "Мне было больно слышать ваши речи, — невозмутимо сказал депутат. — Понимаю вашу озабоченность. Мне тоже на вашем месте было бы больно, но… это результат негативной агитации, плохое объяснение сути реформы. В законе с самого начала была одна глупость — слово "тикай", но мы его убрали!"

После этих слов зал просто взорвался: "Вы что, не слышали, о чем мы говорили целый час?! Вы калечите здоровье наших детей! Если бы мы не вышли на улицы, слово "тикай" осталось бы! Вводите мораторий, и тогда будем вести переговоры!" "Не надо волноваться! — улыбнулся г–н Страздиньш. — Я понимаю вашу агрессивность. Но меня она не пугает, ведь я психиатр". "Ну и лечите своих больных, а не нас!" — последовал ответ.

Большинством голосов 150 родителей 40–й школы поддержали забастовки и манифестацию 1 мая, а также требование ввести мораторий на реформу. Призывают они родителей всех других школ встать на защиту своих детей. А в это время наши органы правопорядка уже разрабатывают план срыва майской сходки. Один из способов — перекрыть мосты, чтобы жители левобережья не смогли попасть в центр. Одним словом, "диалог" продолжается…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !