В докладе намеревающейся построить завод компании Baltic Pulp сказано, что производство целлюлозы не причинит существенного вреда окружающей среде. Но эксперты Рижской думы и Академии наук Латвии пришли к выводу, что строительство и деятельность завода приведут к ухудшению качества воды в реке и возникновению трудноразрешимых проблем со снабжением столицы питьевой водой, а это противоречит как латвийским, так и евросоюзным нормативным актам. Уже сейчас Даугава испытывает проблемы с самоочищением, что доказывают в том числе и данные, представленные компанией Baltic Pulp.

Тут нужно сказать, что существуют три схемы отбеливания целлюлозы, которое необходимо для производства бумаги: с помощью газообразного хлора, с помощью двуокиси хлора (СlO2) и бесхлорный метод (перекисью водорода, озоном). Хлором отбеливать дешево, но очень сердито. Хлор, соединяясь с органическими веществами, образует диоксины. Диоксины считаются самыми токсичными для человека соединениями из тех, что до сих пор обнаружены.

Естественно, во всем мире в технологиях, связанных с производством целлюлозы, ведется поиск методов отбеливания, при которых образуется как можно меньше элементарного хлора. Пока ничего дешевле ClO2 не придумали. Перекись водорода, с точки зрения экологии, — еще лучше, но здесь есть ряд технологических проблем, ведущих к удорожанию производственного процесса.

Отметим, что нормативы ЕС допускают содержание хлорорганических соединений в конечном продукте, целлюлозе, и в отходах. Но вопрос — куда попадают отходы? Существует специальная директива ЕС "Об открытых водоемах, из которых берется питьевая вода". Так вот, в таких водоемах, к которым смело можно отнести Даугаву, хлорорганические соединения содержаться не могут. в принципе.

Baltic Pulp недавно опубликовала в нескольких латвийских газетах полосную рекламу, в которой сообщила: "Использование при отбеливании целлюлозы двуокиси хлора, не создающей никаких вредных соединений и не влияющей на окружающую среду, во всем мире с успехом заменило отбеливание хлорным газом".

Это верно в целом, но опять же все зависит от того, где расположен целлюлозный завод. Baltic Pulp, например, ссылается на опыт шведов и финнов, но они свои ЦБЗ в последние десятилетия предпочитают строить только на берегу моря. И этим решают две проблемы: транспортную (древесина к ним поступает в основном из России и Балтии) и экологическую (сбрасывая отходы в море, они в худшем случае потравят только рыбу). Но в случае с Даугавой речь идет не только о рыбе.

Вопрос: почему в Латвии не построить целлюлозный завод у моря? Ответ: потому что он потребляет огромное количество пресной воды. Были и другие варианты расположения ЦБЗ, но акционеры выбрали, конечно, самый экономически выгодный из трех вариантов. В Лиепае им пришлось бы копать к заводу 6-километровый канал, чтобы обеспечить его пресной водой. В Павилосте — поднимать уровень местной речки. И то и другое стоит недешево. А под Екабпилсом воды — лей не хочу, и с точки зрения подвоза древесины — идеальное место, ибо транспортное плечо гораздо короче, чем в остальных вариантах.

Учтя эти моменты, Рижская дума вынесла на рассмотрение Сейма проект поправок к Закону о защитной полосе, предусматривающих установление соответствующего строгого режима не только в местах забора воды, но и на всем протяжении водоемов, из которых берется питьевая вода.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!