"МК-Латвия" попросила политических оппонентов сказать друг другу доброе слово.
Весь год они стояли по разные стороны баррикад. Оппоненты в политике, люди, придерживающиеся крайне противоположных точек зрения. Попробуйте представить себе в дружеском застолье депутатов Бузаева и Добелиса. Или, например, лишенца гражданства Юрия Петропавловского и человека, двумя руками это поддерживающего, Петериса Табунса. В силу менталитета и практически нордического характера, до сцен а-ля Владимир Жириновский (соком в лицо), наверное, не дошло бы. Хотя — как знать — некоторые граждане очень не по-латвийски импульсивны.

"МК-Латвия" попыталась рассадить за один, дружеский стол оппонентов, чтобы они хоть накануне Рождества сказали друг другу что-нибудь теплое. Кое-кто, правда, отбрыкивался руками и ногами, отказываясь занимать места согласно приглашениям. Но были и другие, которые смогли подняться над ситуацией и великодушно поздравить условного противника.

Владимир Бузаев, депутат от левых, — Юрис Добелис, депутат от правых

Эти гости, наверное, засиделись бы за праздничным столом. Как-никак, оба имеют почетное звание "самые говорливые депутаты всех Сеймов". И если г-н Бузаев голосует "за", г-н Добелис совершенно точно будет против. Поговоришь с каждым по отдельности (и не на тему политики-школ-гражданства-языка) — милейшие люди. Но вот сводить вместе крайне опасно. Тем более за праздничным столом.

Владимир Бузаев был краток. Новогоднее поздравление ограничилось одним предложением:

- С прекращением постмониторинга вас, господин Добелис! (в ноябре надзорный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы решил завершить постмониторинг соблюдения прав национальных меньшинств в Латвии. — Прим. ред.)

Юрис Добелис засомневался, стоит ли вообще иметь дело с русской прессой.

- Ни к чему это все. Показуха какая-то получается. Вот когда Бузаев и Плинер исправятся, тогда и буду их поздравлять и желать чего-то!

Гундарс Боярс, экс-мэр Риги, — Айварс Аксенокс, мэр Риги

Сейчас экс-мэр и мэр нынешний ни по каким вопросам не пересекаются. Поствыборная конфронтация за полгода сошла на нет. А тогда спорили и по поводу Закона об азартных играх, и о распределении бюджета, и о премиях, который экс-мэр раздавал от души, да и с портом как-то нехорошо получилось…

Гундарс Боярс с радостью откликнулся на предложение.

- Я г-на Аксенокса оппонентом не считаю. Сейчас я от политики отдаляюсь, поэтому политических поздравлений и пожеланий давать не хочу. Просто хочется пожелать всего хорошего в новом году, и не только Айвару Аксеноксу, но и всем вашим читателям.

Айварс Аксенокс оказался немногословен:

- Желаю Гундару Боярсу не терять оптимизма и в дальнейшем.

Юрий Петропавловский, политтехнолог, — Петерис Табунс, депутат от правых

Активист Штаба защиты русских школ и даже бывший кандидат в мэры Риги от "ЗаПЧЕЛ" Петропавловский не может получить добро на гражданство. Якобы нелоялен. Один из самых сомневающихся в лояльности г-на Петропавловского — как раз Петерис Табунс: "Латвия не будет присваивать гражданство своим врагам, а Юрий Петропавловский — самый настоящий враг нашей страны!"

Юрий Петропавловский был настроен очень миролюбиво, как обычно, спокойным и ровным голосом, не раздумывая, произнес пожелание:

- Желаю г-ну Табунсу побольше мира и спокойствия и поменьше злобы. Желаю ему в новом году возлюбить Латвию такой, какая она есть.

Петерис Табунс для начала уточнил: "Пожелание должно быть хорошее?", получив утвердительный ответ, выдал свой вариант этого самого хорошего пожелания:

- То, что могу пожелать г-ну Петропавловскому, — это не ново, я уже об этом говорил. Желаю разума, чтобы он поменял свое поведение и понял, в какой стране живет.

Виктор Калюжный, посол России, — Вайра Вике-Фрейберга, президент Латвии

Наверное, у Латвии и России в, так сказать, человеческом обличии, было бы о чем поговорить за рождественским столом. Более того, сидеть за этим столом можно было бы долго: с 24 декабря по 7 января. Наверняка и о договорах поговорили бы, и об оккупации, и о том, кто что кому должен. Как-никак, с Россией у Латвии — специфические отношения.

Посол России Виктор Калюжный, как и положено дипломату, пожелание выдал стандартное.

- Ей, как любому человеку, в Новый год хочется пожелать здоровья. Как женщине-президенту — женской мудрости в решении президентских и важных для страны вопросов. Быть таким же активным президентом.

В канцелярии президента нас встретили подозрительно…

- А с чего это вы решили, что Россия наш оппонент? У нас ко всем странам отношение одинаковое, и пожелания президентские рассылаются в посольства стандартные. Так что в вашей затее мы участвовать не будем. Под Рождество президент поздравит всех добрыми словами, всех одинаково.

Валдис Биркавс, еврооптимист, — Нормундс Гростиньш, европессимист.

Биркавс и Гростиньш — оппоненты со стажем. Оптимист, он же экс–премьер, он же экс–глава МИД ЛР Валдис Биркавс был и остается уверен в том, что Латвии в ЕС будет счастье, и все, что мы делаем (например, совместно со Штатами несем службу в Ираке), — делаем правильно. Лидер Движения за нейтралитет Гростиньш от своей позиции тоже не отступает. Перед референдумом он говорил: "Не сомневаюсь, что нас примут в ЕС, но только для того, чтобы мы стали свалкой отходов и рынком дешевой рабочей силы". Насчет последнего прогноза — как в том анекдоте: "Ты знал! Ты знал!"

Нормундс Гростиньш пожелание выдал моментально, будто заранее готовился к тому, чтобы сказать г-ну Биркавсу пару слов:

- Желаю, чтобы исполнились все, чего он желал и что предсказывал. Особенно прогноз и обещание того, что наши предприниматели будут получать заказы по восстановлению оккупированного Ирака. Желаю, чтобы он сам тоже получил возможность хорошо заработать. Там же, в Ираке. Пусть все сбудется.

Валдис Биркавс пожелание для оппонента Гростиньша немного обдумал и вот что сказал:

- Я бы пожелал ему дара ясновидения. Тогда бы, глядя на его лицо, я смог бы кое-что понять. Если бы г-н Гростиньш вдруг стал ходить хмурым, стало бы ясно — он понял, что ошибался. Ну, а если бы он повеселел, мне стало бы понятно, что ошибаюсь я.

Карлис Шадурскис, экс-министр образования, — Игорь Пименов, противник реформы

Один получил прозвище Черный Карлис, второй старался сохранить образование на русском языке. Но сегодня Карлис Шадурскис уже экс-министр образования, да и борьба против реформы сошла на нет. Бывшие оппоненты, как мы видим, очень даже уважительно относятся друг к другу. Уж не пойдут ли на выборы единой партией? (Шутка, может, и неудачная).

Карлиса Шадурскиса "МК-Латвия" застала на заседании Сейма: "Я сейчас проголосую, а потом пожелаю. Можно?". Конечно, можно! "А можно перед пожеланием немного комментариев?" Тоже можно. У нас все можно.

- Г-н Пименов был из разряда тех защитников русских школ, с которыми можно было вести дискуссию. Да, мы придерживались разных взглядов, но он мог приводить какие-то аргументы. И действовал правильно. Русские школы смогли выбирать, какие предметы на каком языке вести. Это благодаря ему. А пожелать хочется и дальше уметь достигать компромиссов. И всего доброго. Не только ему, но и всем, кто связан с образованием.

Игорь Пименов попросил дать ему время, чтобы обдумать пожелание: "Хотелось бы без банальностей". И вот что из этого получилось:

- Карлис Шадурскис — интересный человек. Совсем не похож на того, с чьим портретом идут на митинги сторонники реформы. Желаю ему, чтобы новый год был добрым. Главное — не остаться в новом году одиноким. Не только по жизни, но и в политике. Одиночество — вещь коварная, поэтому пусть у него всегда будут союзники, в том числе и среди людей, которых он сейчас считает противниками.

Александрс Кирштейнс, скандальный политик от правых, — Яков Плинер, политик от левых

Отношения у этих двух политиков, прямо скажем, не дружественные. Один из скандалов уходящего года был как раз связан с нелицеприятными высказываниями г-на Кирштейнса в адрес г-на Плинера, с акцентом на национальность.

Александрс Кирштейнс был настроен очень благодушно, предложение поздравить оппонента, в отличие от некоторых коллег, не воспринял в штыки.

- Вот г-н Плинер, как еврей, хорошо ассимилировался в русской культуре. Теперь хочу, чтобы в новом году он помог — и другим, и себе — так же хорошо ассимилироваться в латышскую культуру.

Якова Плинера предложение "МК-Латвии" заставило на секунду замешкаться: "Мне было бы интересно г-на Добелиса поздравить" "А Добелиса уже поздравили" "Да? Жаль".

- С Новым годом, г-н Кирштейнс. Желаю в наступающем году быть добрее, объективнее, толерантнее, уважать себя и других. Радости и удачи.

Марис Гулбис, экс-министр МВД, — Юрис Рекшня, экс-госсекретарь МВД

Отношения экс-министра внутренних дел Гулбиса и госсекретаря МВД Рекшни как-то не заладились. В прошлом году министр обвинил генерала Рекшню в шантаже. В итоге в отставку ушел Гулбис, потом (через одного министра), в отставку подал и Юрис Рекшня.

Марис Гулбис, очень добродушно и, похоже, от всего сердца, передал вот какое пожелание:

- Я бы пожелал Юрису Рекшне, чтобы мы с ним в будущим году могли на самом деле сесть за одним столом и съесть из одной тарелки хороший русский или украинский борщ.

Юриса Рекшню "МК-Латвия", кажется, несказанно развеселила. Услышав, с какой просьбой мы пришли, он долго хохотал: "Вот это здорово! Гулбиса?! Не ожидал!"

- Хочу пожелать здоровья. Как всегда, под Рождество, когда все обиды забываются, хочу просто пожелать удачи. Ну, и чтобы все, о чем он говорил и думал, реализовывалось.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!