В преддверии вступления стран Балтии в ЕС немецкий альянс E.ON. Energie/Ruhrgas имеет шансы изменить расстановку сил на газовом рынке трех государств. Это может произойти, как считают эксперты, в случае неблагоприятных для российского "Газпрома" условий приватизации литовской газовой компании Lietuvos dujos. А также — если продолжатся трения газового гиганта с компанией Itera Latvija.
Начиная с 1997 года за рынок стран Балтии развернулась настоящая война между такими гигантами, как "Газпром" и немецкий концерн Ruhrgas. Если поставщиком мог тогда быть только Газпром, то на роль стратегического инвестора претендовали несколько компаний — помимо Ruhrgas, немецкие Preussag Elektra и E.ON Energie, французская Gaz de France и финская Neste. Создавая консорциумы, немцы вытеснили из региона французов, а Neste (ныне Fortum) смогла закрепиться лишь в Эстонии. Поэтому приватизация газовых компаний в Латвии, Литве и Эстонии стала ареной борьбы за контроль над активами между двумя "закадычными" партнерами по европейскому газовому рынку: российским "Газпромом" и немецкой Ruhrgas. Судя по событиям последних месяцев, до победы далеко.

Германо-российский интерес

Первое сражение гигантов за контроль над балтийским газом случилось в Эстонии. Это самый скромный потребитель газа (около 800 млн. м3 в год), который тотально зависит от российских поставок. Уже в 1997 г. петербургская "дочка" "Газпрома","Лентрансгаз", контролировала 30,6% акций EG, в то время как Ruhrgas — только около 15%. В 1998 г. Ruhrgas увеличил свою долю до 20,5%, а Neste выкупила 10% акций. В январе 1999 г. эстонское правительство предложило купить еще 11,4% акций немецкому акционеру, чем Ruhrgas не замедлил воспользоваться и, доведя свой пакет до 31,9%, поставил под контроль совет директоров EG. На помощь "Газпрому" пришла латвийская "дочка" Itera, которая в марте 1999 г. скупила у мелких акционеров почти 10% акций Eesti Gaas, а затем помогла и Газпрому докупить около 6%, восстановив его статус крупнейшего акционера компании.

В результате в совете директоров EG сложился интересный баланс сил: больше всех голосов имеет "Газпром", но даже вместе с Itera Latvija он не имеет контрольного пакета. Европейские инвесторы Ruhrgas и Fortum (бывшая Neste) вместе не дотягивают до 50%, к тому же являются конкурентами на европейском газовом рынке и вряд ли будут действовать сообща.

Внимание к мелочам

Не менее драматично сложились отношения у "Газпрома" и Ruhrgas в Латвии. Латвийский газовый рынок в 2 раза больше эстонского и вдвое меньше литовского, но интерес к нему обусловлен хранилищем газа, который можно подавать соседям в зимнее время. Приватизация LG началась летом 1997 г. с продажи равных (по 16,25%) пакетов акций немецкому консорциуму Ruhrgas/Preussag Elektra и "Газпрому". Ruhrgas заручился поддержкой правительства Латвии, и в течение 1999 г. было утверждено 4 эмиссии акций. Кроме того, когда начались торги акциями LG на бирже, немцы скупали их у мелких акционеров и увеличили свою долю почти до 30%. "Газпром" же не мог покупать мелкие пакеты по бюрократическим причинам, поэтому его доля к началу 2000 г. снизилась до 15,2%. Ситуацию спасла Itera, и в июле 2000 г. "Газпром" и Itera догнали конкурентов, контролируя сообща 42,7%. Успех был окончательно закреплен к июлю 2001 г.: пакеты "Газпрома" и Itera увеличились до 25% каждый, в то время как у альянса E.ON/Ruhrgas вместе было лишь 45%.

Торг уместен

У литовского рынка очень хорошие перспективы: в 2002 г. здесь было продано около 2,7 млрд. кубометров газа. Стимулирует рост и либеральное законодательство, которое разрешает работать на рынке многим посредникам и даже допускает строительство независимых газопроводов. Через Lietuvos Dujos продается менее 40% потребляемого в Литве газа. Главным же козырем LD, который подогревает интерес к акциям компании, является транзитный газопровод, по которому российский газ поставляется в Калининград. По первоначальным вариантам приватизации LD, "Газпрому" предлагалось 25% акций, в то время как европейским инвесторам — 34%. Газпром согласился бы на такой вариант при условии, что еще 25% купили бы литовские компании-посредники, но на это не пошло государство.

В результате "Газпром" отдал приоритет в поставках газа в Литву компании Dujotekana — новому посреднику, созданному при участии Западно-финансовой промышленной компании. В 2002 году компания получила от "Газпрома" 1,26 млрд. кубометров, более чем на 40% обеспечив потребности Литвы, при этом для Dujotekana 1000 кубометров газа стоила на 4 доллара дешевле, чем для LD. В результате правительство Литвы согласилось на паритет между инвестором и поставщиком, предложив каждому купить по 34%. Тем не менее альянс E.ON/Ruhrgas смог перехватить инициативу. Осенью 2002 г. он выкупил свою долю за 33,6 млн. EUR, заполучив в свои руки управление компанией. Начался торг. Чтобы убедить "Газпром", Литва с 1 января 2003 г. ограничила цену продажи газа конечным потребителям 88 долларами за 1000 кубометорв, что на 10 USD ниже, чем продавала Dujotekana. Под давлением правительства Газпром согласился продавать 70% газа LD, правда, без учета прямых поставок Каунасской ТЭЦ и Achema и при условии отмены ограничения по цене продажи.

"Газпром" согласился также увеличить цену пакета. Однако даже если российский концерн купит 34% акций, он не получит паритета с Ruhrgas, поскольку немецкие акционеры смогли докупить 1,59% акций у мелких акционеров. Кроме того, правительство Литвы оставило в своем распоряжении 24% акций, и как эти акции будут распределены в дальнейшем, видимо, будет решаться в процессе торга с Газпромом и Ruhrgas.

Ключи от региона

В борьбе за контроль в газовых компаниях Эстонии и особенно Латвии ключевое значение имеет участие Itera. Сегодня в Латвии Itera продолжает координировать свои действия с "Газпромом", хотя концерн в конце апреля предложил уступить ему 9% из 25% акций LG, принадлежащих Itera Latvija, в обмен на погашение долгов за транспортировку газа. Тем временем коллеги из Ruhrgas уже неоднократно предлагали Itera уступить часть акций LG, что позволит им получить большинство голосов в совете директоров и взять на себя управление компанией. В Литве немецкому альянсу это уже удалось.

Пока Itera координирует свою политику в регионе c "Газпромом", но в случае изменения ситуации Itera вполне может уступить Ruhrgas по 5% акций, принадлежащих Itera Latvija в Eesti Gaas и Latvijas Gaze, что лишит российский концерн контроля в советах директоров этих компаний.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!