В минувшую пятницу "Вести Сегодня" пригласили в Лиепаю на очень приятную церемонию — официальное открытие Русского дома. Ну как пропустить такое, прямо скажем, нерядовое событие?
На автостанции Лиепаи я села в такси и назвала адрес, который значился в приглашении. Таксист склонился над картой города и принялся ее внимательно изучать. Эх, наверное, это где–то на глухой окраине, подумала я не без горечи. Оказалось, что улочка Бривземниеку хоть и маленькая, но зато в самом–самом историческом центре города. Нарядный трехэтажный особняк в темноте приветливо светился всеми окнами и был похож на пряничный домик. Парадная дверь — настежь, на пороге уже маячила знакомая крупная фигура — гостей встречал председатель Русской общины Лиепаи предприниматель Валерий Кравцов.

Внутри стены сияли девственной белизной. Поднимаюсь по стильной лестнице, заглядываю за одну дверь, другую, третью… Дом еще не обжит, пахнет свежей побелкой, еще маловато мебели, не хватает гардероба и безделушек, которыми обычно обрастает всякий офис. Ну, вазочки и цветочные горшки — дело наживное. Главное — объект сдан под ключ без недоделок и полностью готов к работе. Здесь есть небольшие учебные помещения для детей и молодежи, библиотека — ее полки уже заставлены книгами, зал для выставок, где разместилась экспозиция, посвященная нашему легендарному земляку, герою Отечественной войны 1812 года генерал–майору Якову Кульневу, есть медпункт, а одна комната зарезервирована для ветеранов войны — правление каждой из четырех ветеранских организаций Лиепаи сможет здесь собираться в свой день недели.

Открытие Русского дома в городе под липами — явление уникальное для Латвии, ведь здание отреставрировано, по сути, из руин не на муниципальные и не на московские деньги, не на дотации из госбюджета или европейских фондов, а на средства частных лиц — лиепайских предпринимателей. Юридически здание принадлежит одному из членов ЛРО (Валерий Кравцов не стал уточнять, кому именно), который сдал его в аренду общине на самых приемлемых условиях. На новоселье съехалось столько гостей из Лиепаи, Риги, Лудзы, Даугавпилса, что пришлось им рассредоточиться по всем трем этажам, а вручать подарки и произносить поздравления по очереди, протискиваясь в читальный зал. Валерий Кравцов смущенно извинялся за тесноту: 260 квадратных метров уже сегодня маловато для разросшейся русской общины.

По последним данным, в ЛРО 1365 действительных членов. И более 7000 так или иначе участвует в ее мероприятиях. Немало, если учесть, что в Лиепае 40 тысяч русскоязычных горожан. ЛРО разрослась в крупнейшую в стране негосударственную организацию за рекордный срок — всего за два года своего существования! "Мы уже подыскиваем более просторное здание, — поделился планами Валерий Кравцов.

— Хотим построить или приобрести в собственность общины подходящее здание вместе с землей. У нас сейчас на примете шесть участков. Земля, конечно, в городе очень дорогая. Но мы создали специальный фонд, делаем на нем накопления и со временем обязательно расширимся".

Конечно, на скромные взносы общинников сделать это нереально. Но ЛРО научилась зарабатывать — около 2 тысяч латов ежемесячно. Основная статья дохода — переводы, копирование, оформление документов на получение пенсий и гражданства РФ и другие услуги. Деньги контролируются попечительским советом.

Вступить в него может любой желающий при одном условии — кандидат должен внести полторы тысячи латов на общественные проекты. А проектов у ЛРО немало: помощь ветеранам, ремонт памятников павшим русским воинам, организация салюта 9 мая. В Лиепае с размахом отмечаются все русские праздники. Последняя акция меценатов ЛРО: поездка лиепайских ребятишек в Ригу, в Дом Москвы, на встречу с Дедом Морозом из Великого Устюга.

И местных пенсионеров порадовали — бесплатным картофелем. Мешки сгрузили в подвал Русского дома и в пятницу, накануне новоселья, весь день раздавали пожилым людям — по три килограмма на душу. "Но многие говорили, что пришли совсем не ради картошки, а из любопытства: уж очень хотели посмотреть, какой он, Русский дом!" — рассказала активистка ЛРО Валентина Грибовская, которая оформляет прием новых членов в общину. Говорит, чем ближе были строительные работы к завершению, тем активнее народ писал заявления о вступлении в ЛРО.

Кстати, сама Валентина — белоруска. Среди общинников люди разных национальностей. И поздравить новоселов прибыли коллеги из родственных национально–культурных обществ Лиепаи — немецкого, украинского, еврейского, польского и, конечно, из региональных отделений Русской общины Латвии, коллективным членом которого недавно стала и ЛРО.

А когда подарок от российского посольства развернул советник посольства РФ В. Марченко, все ахнули: искусно вышитый по красному бархату двуглавый российский орел горел червонным золотом. Не оставили без внимания событие и латвийские политики — со своими подарками и добрыми пожеланиями к новоселам обратились депутаты сейма от ЗаПЧЕЛ, "Центра согласия", представители Первой партии и НБП. Поздравительные веб–телеграммы из разных стран Европы прислали коллеги Валерия Кравцова по Европейскому русскому альянсу.

А вот лиепайские власти проигнорировали событие. Сочли его слишком мелким? Так же, как раньше — открытие в городе филиала Балтийского русского института, который теперь не может вместить всех желающих здесь учиться. Вероятно, слово "русский" вызывает у местных властей раздражение. Или не могут простить Кравцову и его соратникам то, что они включились в борьбу с реформой русских школ? Что не дают предать забвению подвиг русского солдата, остановившего коричневую чуму? Даже на помощь ЛРО старикам смотрят косо: накануне 2005 года общинники раздавали пенсионерам на рынке бесплатно рыбу — по три килограмма камбалы. Так на них быстро санитарную инспекцию науськали. А местная пресса про акцию написала с обвинительным уклоном: "Рыбу — только русским".

Вообще все попытки ЛРО предоставить своим членам какие–то блага власти бдительно отслеживают и интерпретируют это почему–то как "разжигание межнациональной розни". Но позвольте, при приеме в русскую общину черепа циркулем не измеряют, происхождением не интересуются и уровень владения великим и могучим не проверяют. Близка тебе русская культура, разделяешь цели организации — вступай, плати членские взносы, участвуй в работе и получай помощь от общины. Собственно, по такому принципу строится деятельность любой меньшинственной организации.

Когда же, наконец, Лиепайская дума переболеет подозрительностью к русской Атмоде? Ведь ничего, кроме блага, городу она не несет. Если русские мальчишки будут не по подворотням шляться, а найдут дело по душе в Русском доме, если пенсионеры смогут пообщаться по–людски в уютном зальчике на литературном или музыкальном вечере, если Пасху и православное Рождество здесь станут отмечать по старой доброй традиции, если прохожий заглянет сюда на выставку икон — кому от этого хуже?

Кому хуже от того, что русские Латвии возвращают утраченное чувство собственного достоинства? Страна, в которой нет униженных властью и обиженных на государство людей, всегда сильнее и успешнее той, где таковых много. И стоит ли сомневаться в том, что Лиепая с укреплением русской общины и появлением у нее своего пристанища стала только краше, а общественная и духовная жизнь лиепайчан — богаче?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!