Учителя, соседи и родственники — историю ХХ века можно изучать через судьбы обычных людей.
Более 80 работ пришло на исследовательский конкурс, который проводил ЛАШОР в рамках дней русского образования. Большинство из них было посвящено русским судьбам. Е. Матьякубова отметила их необычайно высокий уровень — настоящие исследования! Причем школьники исследовали не лежащие на поверхности биографические данные своих героев, а скорее условия формирования такой невидимой глазу субстанции, как душа. Исторические коллизии, семейные драмы, личные неудачи — как человек сохраняет себя, несмотря на удары судьбы? Как находит свой путь в жизни? Что является главной опорой в трудную минуту?

От Балтийска до Вентспилса

Татьяна Лиепиня — человек в Вентспилсе известный: писатель, глава Общества русской культуры, член городского совета по вопросам неграждан. О Татьяне написала ученица 12–го класса 2–й школы Вентспилса Юлия Татарчук. Ее работа заняла 1–е место. На презентации в Доме Москвы героиня исследования шутливо призналась, что считает себя дважды оккупантом: "В младенчестве я оккупировала Восточную Пруссию, город Пилау — позже переименованный в Балтийск, а в 1965 году — Латвию, город Вентспилс".

Латвия ей напоминала Германию во многом из–за того, что люди говорили здесь на непонятном языке. Татьяна даже записывала в отдельную тетрадь латышские имена, которые казались ей экзотическими. А вот латышский учить отказалась: у детей военнослужащих была такая возможность. Только на работе она позже выучила язык, да на таком уровне, что не только говорила, но даже переводила стихи латышских поэтов! Кстати, дочь советского офицера всецело поддержала идею о независимости Латвии, и Балто–славянское общество во многом после уговоров Татьяны в полном составе вступило в Народный фронт Латвии.

Юлия Татарчук изложила мотивы своей героини: тогда, в 80–е, певцы независимости убеждали русских, что они такие же жертвы исторического катаклизма, как и латыши, потому что большинство приехало сюда не по своей воле, поэтому не может нести ответственности за ситуацию. Правда, пессимисты изначально предупреждали, что после восстановления независимости обещания НФЛ будут забыты и русские станут главными виновниками всех этих исторических катаклизмов.

Так и случилось. Татьяна призналась: "Что поделаешь: идущие впереди всегда разбивают лбы о стены, в пролом по их головам идут другие, новые, более циничные и прагматичные. Закон истории…" Сейчас ее радует, что маятник качнулся в другую сторону, по крайней мере, все мероприятия, связанные с развитием русской культуры, городские власти Вентспилса поддерживают и финансируют. В 1999 году Т. Лиепиня написала проект Масленицы, и праздник прошел с таким успехом, что его включили в план мероприятий города. А позже благодаря ей появились Дни русской книги и "Литературные посиделки".

Эхо прошедшей войны…

В этом году жюри присудило целых два Гран–при! Один из них получила Диана Володкина из ливанской школы № 2. Диана посвятила работу своему отцу — участнику войны в Афганистане. Учительница литературы Валентина Иванова три года уговаривала свою ученицу взять эту тему, но отец девочки категорически отказывался.

— Папа попал в Афганистан в 18 лет, когда его призвали в армию, — рассказала Диана. — Вернулся он целым и невредимым через 2 года, но для того, чтобы снова жить мирной жизнью, ему прошлось пройти через долгую психологическую реабилитацию. Ведь после тех страшных лет, когда у него на глазах гибли друзья, надо было научиться видеть в людях не врагов, на которых смотрят сквозь дуло автомата. Многие не смогли этого сделать и покончили с собой. Папа сумел. Он встретился с моей мамой, пошел работать на мебельное производство, потом родились мы с братом.

Однако Алексей Володкин до сих пор не может вспоминать о тех днях, поэтому рассказ его получился скупым, и дочери пришлось многое домысливать. В память о той войне остались три медали "За отвагу". И памятный день 17 августа, когда Алексей ходит к памятнику Неизвестному солдату и подолгу стоит возле него, вспоминая своих погибших товарищей. Его дочь Диана, получая награду, сказала, что этот конкурс помогает школьникам разглядеть в живущих рядом обычных людях необычные черты: "Многим из них можно при жизни поставить памятник!"

Самовар, икона и рубанок

В конкурсе "Моя родословная" и "Семейная реликвия" приняли участие ученики начальной и основной школы. Старенькое одеяльце, в которое заворачивали два–три поколения новорожденных, согрето таким теплом, наполнено такой нежностью и любовью, что рука не поднимается его выбросить. Конечно, оно стало семейной реликвией! Как и дедовский рубанок, символ мужского начала в семье — сила, умелые руки, надежность. Старый самовар долго валялся в сарае, никому не нужный, но рука не поднималась его выбросить. К тому же бабушка, сердясь на дедушку, всегда шутила: "Да что с тебя возьмешь — ты даже самовар починить не сумел!"

Оказалось, что много–много лет назад, в 50–е годы, пригласили молодого мастера в одну избу — латку поставить на самоваре. Пришел, починил, да неудачно. То ли специально, чтоб был повод еще раз зайти, то ли во время работы загляделся на молодую девушку, жившую в доме. А потом — любовь, свадьба, дети, внуки. И долгие–долгие годы залатанный старый самовар на столе как символ этого дома. Автор работы — Оля Пискунова не только написала про эту милую и незамысловатую историю, но и сам объект исследования вытащила из сарая, почистила да отнесла в краеведческий музей своей Ребиньской средней школы — пусть станет экспонатом! Заслужил!

Глава жюри Е. Матьякубова отметила, что самой активной в этом году была рижская школа "Ринужи", приславшая целых 12 работ, а также небольшие сельские школы Латгалии, Елгавы и Вентспилса: "Читать работы, написанные прекрасным русским языком, было наслаждение! Мы планируем создать целую библиотеку русских судеб Латвии, и в основу лягут работы школьников, написанные в рамках Татьянина дня".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!