Всемирный фонд дикой природы (WWF) распространил информацию, что рыба, выловленная в некоторых районах Балтийского моря, может содержать такую концентрацию опасных веществ, что ею нельзя торговать на рынках ЕС.
Фактически WWF поставил балтийцев перед дилеммой: либо сворачивать рыболовный и рыбоперерабатывающий бизнес, либо травиться. Впрочем, истина, как всегда, оказалась посередине.

Нынешнее сообщение WWF — далеко не первый сигнал о том, что продукция латвийской рыболовной отрасли может быть признана нежелательной не только на рынках объединенной Европы, но и у себя дома. Что в дополнение к квотированию вылова рыбы только усугубляет положение отрасли в ближайшем будущем. Как сообщил руководитель программы охраны окружающей среды представительства WWF в Латвии Янис Бризга, согласно последним исследованиям, с конца 1980-х до середины 1990-х годов ежегодно в обитающей в Балтийском море рыбе скапливается недопустимое количество полихлорированного бифенола и почти гарантированно это вещество поступает в пищу людей.

Количество токсичных веществ, обнаруженных в различных видах рыб Балтийского моря, не соответствует нормам ЕС. Поэтому, например, в Швеции уже с 1995 года женщинам в период беременности рекомендуют ограничить употребление в пищу продуктов из балтийской сельди и лосося, так как они могут содержать ядовитые вещества: фураны, диоксины и полихлорированный бифенол.

В докладе WWF отмечается, что в последние десятилетия у различных видов рыб — атлантического лосося, тайменя, трески — наблюдаются проблемы с репродуктивными функциями. Как поясняют эксперты, экосистема Балтийского моря крайне чувствительна к загрязнению, так как процесс водообмена с Атлантическим океаном протекает очень медленно. Вода в Балтике не обновляется в течение 25-30 лет. Кроме того, под воздействием низких температур воды и льда химические вещества распадаются очень медленно.

В чем корень проблемы?

Мартиньш РОЗЕ, министр земледелия Латвии:

— Сейчас мы больше рассуждаем о том, что выловленное нашими рыбаками может не соответствовать нормам ЕС, а рыбная продукция может быть вредной. Но не говорим о корнях проблемы — источниках загрязнения. Вклад Латвии в загрязнение Балтики — минимальный. Однако страдать предписано нашим рыбакам. Я считаю, что надо было бы серьезно оценить ответственность стран, которые больше всего виноваты в загрязнении, и требовать у них компенсацию возможных потерь. Это вопрос нужно поднять на переговорах между странами ЕС.

Илзе МЕЙСТАРЕ, заведующая отделом общественных отношений Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС):

— Для стран Балтийского моря — Швеции, Финляндии, Эстонии и Латвии вопрос о загрязненности промысловой рыбы был актуален всегда. Поэтому начиная с 2003 года мы регулярно проводим специальные исследования, которые определяют уровень загрязненности, и информируем об этом потребителя. Прежние исследования подтвердили: проблема действительно существует. Скоро свет увидят результаты новых исследований об уровне диоксина в вылавливаемой рыбе. В случае, если он превысит нормы, установленные брюссельскими регулами, ПВС примет незамедлительное решение об ограничении торговли загрязненной продукцией.

Инарий ВОЙТС, председатель Латвийской ассоциации рыбных хозяйств:

— Проблема действительно стоит на повестке дня. Но порой настоящие причины тех или иных ограничений не всплывают на поверхность, как дохлая рыба. Везде существует своя политика. Так, летом прошлого года Дания полностью запретила разгружать в своих портах грузы салаки, предназначенной для пищевого производства, ссылаясь на диоксиновую проблему. Для производства муки или рыбьего жира — пожалуйста, для ухи или закуски под пиво — ни в коем случае. Тем не менее я не думаю, что такая же мера в Дании может быть принята для трески. Дело в том, что в этой стране очень много переработчиков трески в пищевой продукт и не меньше переработчиков салаки в непищевой. Учитывая это, датская политика становится более-менее ясной.

Сейчас Швеция и Финляндия не имеют права торговать со странами ЕС рыбой, содержание диоксина в которой больше нормы, установленной Евросоюзом, в 4 пикограмма. Но им не запрещено это делать с третьими странами. У нас тоже рыба с превышением этого показателя не может поступать на прилавок. По требованию страны-импортера ПВС должна обеспечить конкретный груз рыбы анализами и документацией. Естественно, если загрязнение моря будет продолжаться, а нормы ужесточаться, то это может вызвать проблемы для всей нашей отрасли.

Арнольд БАБРИС, председатель правления АО Brivais vilnis:

— Проблема диоксина в основном касается крупной, долго растущей рыбы, ведь он накапливается постепенно. Поэтому для нас как производителей шпрот, использующих салаку и кильку, она не настолько актуальна. Нас больше докучают содержанием в рыбе бензопирена, который вырабатывается в процессе копчения. Но мы коптим рыбу всего минуты четыре, то есть когда хозяйка жарит что-то на сковороде или при приготовлении шашлыка его вырабатывается намного больше. В целом, я считаю, что часто, когда заходит речь о качестве сырья, настоящим мотивом является не совсем честная конкуренция. Если запретить рыбу из Балтийского моря, ее будут покупать в других местах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!