На днях встретила старую знакомую — библиотекаря из районной библиотеки. "Ну что, через пару лет справите новоселье?" — спрашиваю. "То есть?" — удивилась она. "Ну как же, у нас на Мукусалас под "замок света" уже стройплощадку расчистили. Наверное, в таком дворце и вам местечко найдется?" — "Ну что вы! — смеется Анна (назовем ее так). — Мы как были, так и останемся на прежнем месте. К нам же школьники из окрестных школ табунами ходят!".
Анна — истинный городской интеллигент. Несет свет просвещения в народ 35 лет. И при таком профессиональном стаже получает жалованье 175 латов на бумаге, 115 — на руки. В эту районную библиотеку записаны едва ли не все ребятишки района начиная с шестилетнего возраста, а также их родители, бабушки и дедушки, которые в свое время тоже приходили сюда за томиками Пушкина, Дюма, Анны Бригадере…

Во время кампании по "оптимизации" городских читален несколько лет назад у этой библиотеки, как и у многих других очагов культуры, отняли половину помещений и сократили штат до трех с половиной ставок. (Вот бы такую бережливость и такие зарплаты администраторам проекта новой Национальной библиотеки!)

Если вы думаете, что у районных библиотекарей при мизерных окладах, по крайней мере, спокойная жизнь, то вы глубоко ошибаетесь. Их регулярно трясут внезапными рейдами проверяющие, коллективы живут в напряжении от аккредитации до аккредитации своего учреждения, работники регулярно проходят собеседования у высокого начальства на предмет профпригодности. Работа в библиотеке тоже отнюдь не синекура — читатели идут сплошным потоком. И трудовая дисциплина очень жесткая: библиотекарь не может опоздать на работу даже на пять минут, а в моменты редкого затишья — отлучиться на полчаса даже по срочным личным делам. Вот таковы будни скромных тружеников библиотечной нивы. "Мы в своей среде шутим: с нас требуют как с умных, а платят как дуракам", — смеется моя визави. "Ну хорошо, если кто–то из ваших коллег не пройдет собеседование — неужели уволят?" — интересуюсь. "Понятия не имею! — разводит руками Анна. — Ведь молодежи у нас давно нет, и никто к нам не идет в поисках вакансии, остались только старые кадры, такие как я, которым деваться уже некуда. Так что где нам найдут замену — большой вопрос". Но самое удивительное другое. Когда я предложила Анне сделать репортаж о жизни районной библиотеке и честно написать о реальной ситуации, женщина отчаянно замахала руками: "Ни в коем случае!" "Боитесь мести начальства?" — ехидно интересуюсь. Анна на минуту замялась. "Ну… Скажу только, что прецеденты были".

Бог ты мой, на 16–м году независимости, свободы и демократии в Латвии отечественная интеллигенция боится говорить очевидные вещи. Помню, в треклятые времена тоталитаризма правдоискатели сами шли в редакцию косяком — воевали с вороватыми бригадирами и нерадивыми домоуправами, разными местными бюрократами и собственным начальством — добивались через прессу, профкомы и парткомы справедливости, указывали на недостатки, боролись с разгильдяйством и волокитой.

Теперь же если и приходят в газету письма, то все больше с критикой… правительства и сейма. Вот свежее послание такого рода только что положили на мой стол. Автор на пяти страницах, исписанных убористым почерком, поднимает исключительно глобальные вопросы из разряда Quo vadis, Латвия? (куда идешь, Латвия?) Тут и про непомерные оклады депутатов, и про обустройство бомжей, и про вымирание нации, и про засилье жестокости на телевидении и пагубное воздействие оного на воспитание молодого поколения, и бог знает еще про что. Болит у человека душа за то, как мы живем. Надо выкричаться. Прокричался — и вроде как свою гражданскую позицию выразил. Исполнил общественный долг, так сказать. Это безопасно. Правительство у нас с недовольными крикунами счеты не сводит. Оно их просто не слушает. Мели, Емеля… Зато на микроуровне за легкую критику работодателя правдолюбца так огреют, что мало не покажется. Так что я понимаю старую библиотекаршу. Ей бы спокойно дотянуть до пенсии в своей беспокойной, но надежной заводи. Так что прости, читатель, за ненаписанный репортаж.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!