Об интересном случае рассказали жильцы одного многоквартирного дома: перестав доверять обслуживающей их собственность фирме, они дождались окончания договорного срока и взялись хозяйствовать сами. По всем правилам организовали общество собственников, устроили общее собрание и заручились поддержкой большинства. Но фирма так прикипела к своим обязанностям, что не желает с ними расставаться и при помощи меньшинства изо всех сил "держится за власть".
Казалось бы, все просто. Ну обслуживала фирма "Латмайя" несколько лет дом из 85 квартир (№ 21 по ул. Коюсалас, что в Латгальском предместье столицы). Жильцы перестали нуждаться в ее услугах и не стали продлевать договор — все свободны. Не тут–то было.

Одна из жильцов дома Вера Лапицкая рассказывает, что к самостоятельному хозяйствованию жильцы готовились основательно — двое окончили курсы в "Ригас майоклис" и регулярно повышают квалификацию на разных семинарах и консультациях специалистов, остальные подковались методом самообразования. Знания укрепили их уверенность в том, что сами они смогут управляться со своей собственностью гораздо эффективнее и за меньшую плату. Поскольку добиться от бывшего партнера финансовых отчетов и логичных объяснений раздутых счетов при весьма низком качестве работы стоило больших усилий. А здесь — все под контролем и полная прозрачность, квартирная плата идет прямо на счет своего же общества "Коюсала". Наняли специалиста, который ведет их дела и получает за это фиксированный процент вознаграждения (даже права подписи в банке не имеет).

— Однако бывшему партнеру эта инициатива не понравилась, — объясняет ситуацию председатель правления Галина Вонда. — И он стал откровенно вредить — например, назаключал договоров с поставщиками, заключил с "Ригас силтумс" договор на установку теплоузла, скрыв от них, что полномочий таких уже не имеет. Кстати, позиция поставщиков–монополистов при этом остается непонятной: несмотря на то что договор с фирмой у них был заключен на ограниченный срок, договоры с нею на поставку услуг дому монополисты почему–то заключили бессрочные. И утверждают, что для "развода" с прежним обхозяйственником им необходим его письменный отказ, который он, понятно, не дает… "Латмайя" же откровенно запугивает людей, рассылая счета по квартирам с требованием платить именно ей, иначе угрожает подать в суд (и на 12 квартир фирма уже подала).

Не все, конечно, способны вынести такое давление, особенно пожилые люди 75–80 лет. Тем более что нашлось несколько жильцов нашего же дома, которые поют с голоса фирмы — ходят по квартирам и склоняют на свою сторону стариков. И многие делают ошибку — перечисляют деньги практически фирме с улицы, ведь срок договора с ней на обслуживание дома давно истек. Директор "недружественной фирмы" "Латмайя" Виктор Волынский все претензии отвергает: "По моим данным, общество собственников создано незаконно. Большинством голосов собрание не дало ему полномочий. Вот соберем скоро общее собрание, и там все решится окончательно". Общество, правда, недоумевает: почему какая–то фирма со стороны собирается устраивать у нас собрания? Мол, мы один раз все решили и поставили их перед фактом: расстаемся.

Директор фирмы "Вотум +", с которой общество заключило свой договор по оказанию услуг, Раиса Демидова подтверждает, что все точно по закону: на общем собрании в общество собственников вступили жильцы 61 квартиры из 85 — это 51 процент (то есть обязательное большинство, а иначе они не смогли бы перенять дом в самоуправление). И значит, удел остальных (в том числе и бывшего партнера) — подчиниться. Побороть навязчивый сервис собственникам было бы гораздо проще сплоченными рядами. Но, по мнению юриста, сложность и нетипичность ситуации заключается в необъяснимом и необоснованном упрямстве оппозиции, доведшей дело едва ли не до состояния гражданской войны.

А что же оппозиция? Одна из ее представительниц (из самых активных по характеристике общества) Жанна Вахрушева прямо–таки огорошила "Вести Сегодня" своим "конструктивом". Она, мать троих детей, объяснила, что ввиду занятости не вникает в тонкости хозяйствования. Ей из чисто эстетических соображений приятнее платить деньги в благообразном с виду офисе (уже наличием такового фирма себя зарекомендовала), чем решать разные коммунальные вопросы на дому у членов правления. А здесь мало ли как еще пойдут дела, и непонятно, можно ли верить соседям…

Да, как бы мы ни стремились к индивидуализму, колхоз жил, жив и будет жить. И право хозяйствовать в многонаселенном доме закон отдает большинству. Только, в отличие от прежних времен, при капитализме "колхоз" может сплотить не общественный альтруизм, а личный сугубо материальный интерес. Ведь каждого из нас в "жилищном вопросе" интересует одно: качественное обслуживание за оптимальную плату. И если собственник действует вопреки личному интересу, то вполне логично подозревается в иных выгодах.

И все же ситуация меняется. Жильцы постепенно учатся брать ответственность за свою собственность на себя. Вот только защитить свое право в наших условиях нелегко.

Ведь, казалось бы, чего проще разрешить вышеописанную ситуацию с навязчивым сервисом при помощи суда. Но жильцы объясняют, что при известной неповоротливости нашей судебной системы это займет года два–три. До окончания дела им придется продолжить сотрудничество с "Латмайя", которая кто его знает чего нахозяйствует за это время. Да и с какой стати оплачивать существование незваных гостей при явном недоверии к ним? И значит, только сплоченность рядов на основе здравого смысла обеспечит тепло и покой в домах. А гражданская война — это всегда разруха.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!