Надежность морской границы и насколько на ней готовы к переменам, которые произойдут после подписания Шенгенского договора, решил лично проверить министр внутренних дел Ивар Годманис.
В конце прошлой недели он вместе с начальником погранслужбы генералом Гунаром Даболиньшем и кортежем представителей СМИ отправился в Вентспилс. Вдобавок надо было объездить недавно прибывший на заставу суперскоростной — развивающий 42 узла! — катер, оценить, как проходит строительство Центра поддержки авиационной службы и, наконец, торжественно открыть координационный пункт планирования операций на море, где установили самую современную в ЕС аппаратуру.

Им с неба видно все!

В Вентспилсский аэропорт, прямо на взлетную полосу, почетная делегация прибыла в самый разгар работ: рядом шло строительство ангара для вертолета, административного здания, подъезд-ных дорог и площадок. Встретить министра Годманиса и начальника по-гранслужбы Даболиньша приехал Эдгар Озолиньш — исполнительный директор компании Venceb, которая и занимается строительством. Автору этих строк Озолиньш заметил, что объект стоимостью около 700 000 латов должны сдать уже в августе и строят его действительно очень быстрыми темпами, ведь начали совсем недавно — пару месяцев назад.

"Но все могло бы происходить еще быстрее, если бы перед началом работ не выяснилось, что здесь очень высоко выходят грунтовые воды, которые пришлось отводить. Кроме того, это уже в процессе стало ясно: сваи надо вбивать не на четыре метра, как планировали ранее, а на восемь — из–за мягкого грунта, иначе конструкция не выдержит большой нагрузки. Однако проект, заказанный погранслужбой, интересный, раньше ничего подобного наша компания не строила", — сказал "Вести Сегодня" Эдгар Озолиньш. Да и Гунар Даболиньш всем остался доволен, уверен: работы в аэропорту закончатся в срок.

— Пока у нас здесь стоит один вертолет, но в августе из Италии получим еще два новых — современные двухмоторные среднего класса Augusta bell. Кстати, вскоре в эту страну отправятся учиться, повышать квалификацию пять наших вертолетчиков, что для нас очень важно. С воздуха контролировать сухопутную границу удобнее, чем с земли, поскольку все четко видно на большем расстоянии: зимой легко обнаружить следы на снегу, а летом — отметины на земле… Сегодня наше воздушное пространство охраняют по договору с Министерством обороны датчане, французы и так далее, и государство платит два миллиона в год. Но со временем, думаю, эту политику пересмотрят, ведь не только у пограничников, но и в ВВС становится все больше профессиональных летчиков, — подчеркнул генерал.

Волнам наперекор

Следующим пунктом дислокации был Вентспилсский порт. Здесь еще перед осмотром суперсовременной техники Гунар Даболиньш рассказал вашему автору о серьезных планах — о возможной передаче всех функций Военно–морских сил по патрулированию прибрежной территории пограничникам. "Это было бы логично. Ведь сейчас мы с военными дублируем функции. Охрана морского рубежа, все, что связано с контролем рыбацких и транспортных судов, относится в первую очередь к погранслужбе, а у ВМС, по идее, задачи совсем другие. Кроме того, мы постоянно получаем самую современную технику, а у ВМС такой нет", — заметил Гунар Даболиньш.

Но пора идти в море. Пограничники решили продемонстрировать Годманису, вышедшему на капитанский мостик корабля Tiira, как чистят воды от нефтепродуктов… В море нас уже встречал флагманский корабль Valpas, который может и патрулировать территорию, и тушить пожары на судах, и заниматься спасательными работами, и, наконец, ликвидировать последствия аварий, вроде той, что произошла из–за севшего на мель Golden Sky.

По волнам растянулась 300–метровая лента бонов, противоположный конец которой в реальной ситуации захватывает второй корабль, а потом нефтяное пятно берут в кольцо — не дают ему растечься больше. В центр этого кольца спускают скиммер — устройство, которое вращающимися щеточками затягивает нефтепродукты на корабль спасателей.

"У нас две катушки бонов на 600 метров плюс разное самое современное оборудование для очистки вод, которое получили в этом году. Причем конструкция с бонами и скиммером модульная — значит, если что, все можно оперативно разобрать, погрузить в машину и отвезти, скажем, к Даугаве, которую, допустим, залили дизельным топливом", — сказал вашему корреспонденту начальник Вентспилсского управления погранслужбы подполковник Александр Шукшин.

— Ладно, журналист, не отвлекай подполковника, ему вот министру Годманису все рассказывать надо, лучше меня обо всем спроси, — раздался сзади голос генерала, вышедшего из рубки посмотреть сверху на операцию спасателей. — Кстати, с Годманисом мы сработались хорошо. Он и финансовые вопросы решает оперативно. К примеру, в этом году мы повысили зарплаты сотрудникам на 50–80 латов, а в следующем планируем еще. И техническое обеспечение улучшается. Например, закупили много новой техники для охраны "зеленой границы", в частности — сенсоры.

В конце прошлого года вовремя подписали необходимые документы, и сейчас нам активно идут поставки. Вскоре мы должны получить еще восемь новых катеров (один — на воздушной подушке!) и корабль. Какие–то катера строятся для нас в Финляндии, другие, в том числе и корабль, — в Эстонии. Вообще развиваемся очень быстрыми темпами. Как уже видели, в Вентспилсе строится новый авиационный пункт, а также морская база с понтонами и причалом, где будут находиться катера и корабли. Кроме того, заканчивается строительство двух новых железнодорожных пунктов — в Зилупе и Карсаве. Идет обновление Лиепайского центра управления, строим два новых здания в Риге, контрольный пункт в Болдерае, идет реконструкция пункта в Юрмале, — перечислил Гунар Даболиньш.

Нарушитель не скроется!

Тем временем, буквально перелетая с волны на волну, показывал класс новый морской катер погран-охраны (он прибыл в Вентспилс в марте), которым управлял капитан Гатис Броканс. Скорость катера — до 42 узлов (к примеру, у рыбацкого судна скорость 10–12 узлов, а у парома — 16–20), вес — лишь 7 тонн, а конструкция позволяет выполнять самые лихие маневры.

Подполковник Александр Шукшин уверен: "Нам не нужно покупать много новых кораблей, куда лучше — катера, поскольку создаем в первую очередь силы быстрого реагирования. Да и выгоднее это. Так, катер стоит примерно 200 000, а корабль — около 2 000 000…" Кстати, в целом благодаря финансированию из ЕС до конца августа погранслужба должна получить более 8 миллионов евро.

Опять же благодаря западным средствам удалось открыть Морской координационный центр — пункт управления, оснащенный самой современной аппаратурой. И в пятницу состоялось его открытие: Годманис и Даболиньш торжественно перерезали ленточку, но не красную, а зеленого, "пограничного" цвета. Александр Шукшин рассказал "Вести Сегодня": "Центр построили практически с нуля. Теперь здесь координируется вся работа по охране морской границы протяженностью 490 километров… После присоединения Латвии к Шенгену возрастет нагрузка на силы реагирования и патрулирования. Важно будет проводить превентивные меры. Поскольку мы больше не станем проверять корабли из Шенгенской зоны, нам важно заранее знать о них все!"

И Ивар Годманис остался доволен "экскурсией". Автору этих строк он сказал: "Впечатляет работа пограничников. Высоко ее оцениваю. Очень важно, что деньги на закупку оборудования и техники тратятся предельно грамотно.

Теперь только важно поскорее решить вопрос, чтобы установили вдоль берега видеокамеры для наблюдения за 13–мильной зоной… Когда мы присоединимся к Шенгенской зоне, то уже станем реальной — самой дальней восточной границей ЕС. И на пограничников тогда ляжет еще большая ответственность. Впрочем, я не сомневаюсь, что они со всем справятся".

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !