Выехали мы на этот раз в один из глухих уголков Лимбажского района оценить ситуацию с косулями и лосями (охота на них теперь — удовольствие весьма дорогое). А приличия ради и грибов пособирали. Рановато стало скрываться за горизонтом солнце. И вот в густых осенних сумерках услышали мы грубые стоны, чередующиеся с сердитым ревом.
Это сохатый вызывал на поединок соперника, которого еще не видел. Метрах в ста раздался треск ломаемых деревьев и кустарников. В эту пору с быком лучше не встречаться — обычно миролюбивый лось в ярости своей становится опасен. Я бы не советовал встречаться и с лосихой, когда у нее детеныш. Если косуля в случае опасности лает, рычит и всячески дает детенышу понять, что надо спрятаться, то лосиха весом до полутонны идет, что называется, ва–банк. Как рассказывает зоолог Янис Озолиньш, однажды был найден череп волка, проломленный ударом ноги лося. Так что лучше уйти, не показывая лосю спину. Но нервы надо иметь при этом крепкие.

Считается, что лосей в Латвии около 15 тысяч. Но все познается в сравнении — в Швеции их около 300 тысяч. Каждый сезон там можно отстреливать до 100 тысяч сохатых, но их численность практически не уменьшается. Причина проста — и в Швеции, и в Латвии лимит на отстрел животных не выполняется. По косулям, кабанам и оленям картина та же.

Возле машины мы были густо облеплены серебром росы и паутиной. Спокойная, задумчивая осень тихо вступала в свои права. Влажный юго–западный ветер только начал срывать с деревьев листья, которые скоро покроют и землю, и последние грибы. Мудрая природа позаботилась о том, чтобы богатые солями кальция листья перегнили и дали жизнь растениям в следующем году. Рано потемнело в лесу, и, чтобы не встречаться с озабоченными быками, мы лес покинули. Гон сохатых — дело серьезное. И первая разведка вселила в нас надежду. А пока мы топали к своим колесам, применительно к ситуации вспомнил некоторые народные приметы. Ложился туман — к оттепели. Пересекали мы высокий бурьян — значит будет много снега. А вот морозный иней ложился на траву — значит будет дождь, так на этой неделе и есть.

В старинном народном календаре нашел я два любопытных дня: 14 сентября — Семен день и 27 сентября — гусепролет. Семен день знаменит своими охотами за зайцами, которые в старину продолжались до двух недель и более. Естественно, с шатрами на ночлег, обильными кушаниями и возлияниями. А гусепролет в доме богача–охотника тоже завершался пирушкой. Гусей–бойцов украшали красными лентами, а хозяин обрызгивал их медом. Что чувствовали при этом гуси — не известно. А вот ретивые охотники нередко устраивали побоища.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!