Если в государственных школах число учащихся с каждым годом снижается, то в частных школах — хоть небольшой, но стабильный прирост.
Причины? Реформа в русских школах, а также вступление Латвии в ЕС, благодаря чему у нас появились как ирландские, так и "транзитные" дети. Эти и другие вопросы обсуждались на очередном пресс–клубе в информационном агентстве "Росбалт", где были представлены самые известные частные школы Латвии — "Эврика", Maxima, Maxvel, Klasika, Технолингвистическая гимназия, Рижская частная гуманитарная гимназия.

Молоко не положено

Интересно, но во многих европейских странах частные школы… бесплатны. В Финляндии, например. "В Португалии я видела новую школу с прекрасным оборудованием, которую построило самоуправление, но отдало на обслуживание частной школе. Небольшие деньги доплачивают только родители учеников начальных классов, — рассказала глава Ассоциации частных школ ЛР Инара Калниня. — В Европе государство и самоуправления поддерживают такие школы, поскольку они более мобильные, инициативные, быстрее внедряют новые технологии и инновации, чем большие государственные школы. Мы о таком можем только мечтать!" В Латвии особенно тяжело все эти годы приходилось русским частным школам, поскольку государственное финансирование шло лишь в школы с латышским языком обучения. И только с 1 января 2006 года после решения Конституционного суда выделяется дотация в размере 390 латов в год на каждого старшеклассника и 300 латов на ученика основной школы. А вот бесплатное молоко для малышей или бассейн для второклассников, которые положены всем рижским школьникам, "частники" пока не имеют. Хотя родители этих детей так же платят налоги, как и все остальные.

"До сих пор не решен вопрос о дотациях для детсадовских детей, — добавила директор Maxvel Елена Иванова. — В нашей школе, в одной из немногих, есть свой садик, и хотя уже несколько лет назад обязательное образование начинается с 5 лет, я не могу добиться от Рижской думы выделения бюджетных средств на детей этого возраста". Нереальной пока остается идея создать школу, где дети могли бы учиться и проживать. Хотя многие родители уже давно выдвигают такую идею. "Слишком дорогое удовольствие! — дружно прокомментировали директора. — Да и ответственность очень велика, поэтому мы имеющийся спрос удовлетворить не можем!"

Особые дети

— Относительно частных школ существует несколько мифов, — считает директор Maxima Ольга Искакова. — Миф об особом контингенте детей. Миф о том, что хорошие оценки ставятся за просто так. Миф о том, что учителей дети за людей не считают. Все это совершенно не соответствует реальности! Во многих государственных школах точно такой же контингент детей, как и у нас. Есть государственные школы, в которых существует строгий отбор, — 1–я латышская гимназия или даугавпилсский Русский лицей. Мы же принимаем всех! Частные школы родители выбирают не потому, что у них есть на это деньги, а потому что у них иные потребности в сфере образования. Наши ученики сдают такие же государственные зачеты и экзамены, как и все остальные, поэтому завышать отметки просто нет смысла. Но ресурс у нас действительно больше: если в государственных школах на 60 педагогов приходится 800 детей, то у нас соотношение 60 на 170.

И все же мифы эти имеют под собой почву. Не секрет, что двоечников и хулиганов из государственных школ кредитоспособные родители переводят именно в частные и они получают диплом о среднем образовании, поступают в частный вуз и идут работать в папину фирму. Хотя в обычном классе не могли решить простейшую задачку. Директора не скрывали, что такие трудные, или, как сейчас корректно их принято называть, особые, дети у них есть. "Для многих детей попадание в частную школу — большое счастье!" — уверен замдиректора "Эврики" Валерий Бухвалов.

— Особые дети — это еще и талантливые дети, с которыми надо заниматься по особой программе! — говорит директор Технолингвистической гимназии Галина Поспелова. И все же главный показатель для любого учебного заведения — качество образования. В чем оно измеряется и каковы успехи учеников частных школ в сравнении с государственными? Участники дискуссии уверяли, что данные экзаменов говорят в их пользу. Выпускники учатся как в государственных вузах Латвии на бюджетных местах, так и в престижных Кембридже и Оксфорде. А уж "транзитные" дети — дети работников посольств и крупных топ–менеджеров, которые переезжают из одной страны в другую, в частных школах способны даже латышский язык с нуля выучить за год и сдать экзамен на категорию "В".

Согласно статистике, число частных школ за последние 9 лет уменьшилось: было 49 — стало 42. "Закрылись те, которые с самого начала относились к частному образованию как к бизнесу, — пояснили директора. — Все здесь собравшиеся не бизнесмены, а педагоги. У нас была цель — создать свою школу, развить новые идеи, новые подходы. Нас нельзя сравнивать с частными вузами, владельцы которых смогли стать миллионерами!"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!