В советские годы сотрудники телецентра предлагали жителям и гостям столицы за 12 рублей экскурсию и посещение известного ресторана "Роза ветров" на высоте 93 метров, где особым спросом пользовался фирменный жульен.
Первые два года, с того момента как в 1989–м башня начала официально работать, возле входа выстраивались в очередь автобусы, битком набитые желающими посетить самую высокую — 368–метровую! — постройку Латвии… Корреспонденты "Вести Сегодня" выяснили, что изменилось за 16 лет.

Третья в Европе

Мы уже настолько привыкли к этому "шпилю" над Ригой, что порой кажется — телебашня намного старше своего возраста. А ведь eй всего–то шестнадцать… Столичная телебашня — это последний мегастроительный объект ЛССР. Его начали проектировать в конце 70–х. При Министерстве связи СССР была создана группа, которая специально для столицы Латвии разработала макет телебашни. Из 6 авторских проектов жюри выбрало вариант, наиболее отвечающий готическому стилю Вецриги (учитывался вид с берегов Даугавы). Хотя изначально главный инженер проекта Скудра предлагал построить башню не на Заячьем острове, а либо возле озера Бабелите, либо в Улброке.

Уже до официального открытия, с 1985–го, на высоте работала вся необходимая аппаратура, передатчик огромной антенны ловил и ретранслировал сигналы… А вы знаете, где в Риге стоит старая телебашня (вопрос молодому поколению горожан)? На бывшей улице Линарда Лайцена (теперь Маза Нометню) — возле Агенскалнского рынка. Конструкции той башни устарели, да и высота оказалась чересчур малой — всего–то 100 с лишним метров. Важно было полностью перекрывать теле- и радиосигналами столицу и Рижский район, а старушка–телебашня с этим не справлялась.

— Наша башня — одна из самых высоких в Европе, — замечает директор телебашни ГАО "Латвийский государственный радио- и телецентр" Роланд Раминьш. — На первом месте — Останкинская в Москве (540 метров), на втором — башня в Киеве, третья по высоте — наша, а потом — берлинская… И ветер ее раскачивает. Сантиметров на сорок. Куда сильнее влияет солнце — оно в летние дни своим жаром так раскаляет верхушку башни, что та по мере продвижения солнца с востока на запад изгибается вслед за ним, а потом, ночью, возвращается в исходное положение. Всего радиус движения пика башни достигает двух метров за день.

Сигнал принят!

Признаюсь, до того как я впервые побывал на телебашне, думал, что она способна передавать сигналы даже в самые удаленные уголки страны, но оказалось — только в радиусе 70 километров. Дальше по цепочке сигналы ловят другие телебашни страны в разных городах. На огромном балконе центра вы, конечно же, видели, проезжая по Островному мосту, множество "тарелок", так вот они обслуживают интернет–сеть и радиостанции. Через башню проходят сигналы 5 телеканалов — LTV–1, LTV–7, TV5 Riga, TV3 и LNT — плюс волны радиостанций SWH, SWH+, Skonto, Latvijas radio, MIX FM и т. д. На высоте 230 метров есть и специальная передвижная станция для Латвийского телевидения. Она работает, когда необходимо вести прямые репортажи с места события: сигнал транслируется через антенну телебашни в студию, а потом, после обработки, отправляется обратно и уж затем идет по всей стране.

Сердце телебашни — оперативный центр управления. В огромном зале УКВ — ультракоротких волн — в ряд стоят телевизионные и радиопередатчики, а в комнате за стеклом инженеры у пультов управляют входящими сигналами от антенн. Сергей Глякин, начальник центра управления, провел для "Вести Сегодня" экскурсию.

— Главное здесь большие плазменные экраны, на каждом из них одновременно идут передачи всех телеканалов. Нам важно следить за качеством изображения и точностью сигнала (никогда не подозревал, что он изображается в виде зеленых прерывающихся и постоянных линий, волн всевозможных форм на мониторе! — И. М.). Но собственно передачи, которые транслируются на экранах, мы не смотрим, не воспринимаем их. Ведь за другим следить надо! — подчеркнул профессионал.

Дружба народов покрыта снегом

Но вернемся к ресторану… В 1991 году популярность телебашни начала резко спадать. На то были две причины. Во–первых, практически все жители Латвии уже успели побывать в телебашне, а значит, желающих заплатить 12 рублей с каждым днем становилось все меньше. Во–вторых, вдруг развалился Союз… После того как "защитники" Риги в пылу Атмоды жгли у Островного моста костры, охраняя стратегический объект от мифических московских танков, посещение телебашни с рестораном "Роза ветров" стало излишним удовольствием в такой нервной обстановке. Да и с деньгами у населения творилось черт знает что…

А в конце 90–х в ресторане могли позволить себе отдых (с жульеном по цене здоровенного окорока) исключительно богачи. Помнится, чтоб отметить на высоте Новый год, за вход надо было заплатить, кажется, 100 латов… В общем, последний арендатор ресторана пропал в 2000 году. Своих затрат он так и не отбил.

— Обидно, поскольку нам очень хочется развить комплекс отдыха, — замечает г–н Раминьш. — Сейчас мы сдаем ресторан на разовые частные вечеринки, которые хоть и проводят у нас не очень часто, но тем не менее…

Администрация телебашни желает реанимировать хоть в какой–то степени также идею создания большого парка Дружбы народов (эта идея родилась сразу после открытия башни). Планы в ЛССР были грандиозные! Городские архитекторы тогда думали разбить на месте некогда крупного рыбацкого поселка — между зданием Латвийского телевидения и телебашней — парк, где каждый из городов–побратимов Риги имел бы свой небольшой участок, например Росток, Бремен, Шецин, Норчепинг. Через весь парк готовились проложить железную дорогу с остановками возле каждого "города" и конечной у входа в здание телебашни, откуда начиналась бы экскурсия на высоту к смотровой площадке и в ресторан… Но идею засыпал пепел костров все той же Атмоды…

С высоты все видней

Телебашню облюбовали экстремалы. Хоть прыгать с нее (имеется в виду — со специальным снаряжением) запрещено, но однажды все же сделали исключение для двоих безумцев. Они поднялись на высоту 230 метров и сиганули вниз, вовремя раскрыв парашюты. А ведь могли и не успеть раскрыть за 4 секунды, а на то, чтобы дергать "запаску", времени вообще не остается… Кроме того, вокруг башни сильные вихревые потоки, поэтому, если все не рассчитать заранее, экстремала размажет по железобетону… Ведь не случайно парни из Клуба прыжков на резинке (он базируется в Сигулде) очень хотели открыть на башне свой бизнес, а потом увидели все минусы — и отказались.

— Экстремалы — всего строка в биографии телебашни… Мы вновь обращаемся к руководству города: необходимо развивать здесь инфраструктуру! Тогда, могу с уверенностью сказать, люди начнут с большим интересом смотреть на нашу башню, — подчеркивает Роланд Раминьш. — В первую очередь важно пустить сюда троллейбус или автобус. Об этом очень часто говорят иностранцы, которые специально идут к нам в гости, чтобы подняться на смотровую площадку.

К слову, иностранных туристов, в отличие от жителей Латвии, поднимается на телебашню довольно много. В этом году рекорд по посещаемости побили немцы, следом — итальянцы, испанцы, французы, скандинавы и американцы. Частенько заказывают экскурсии рижские школы. И детишки всегда остаются довольны! Наверху молодым людям рассказывают не только о самой телебашне, но и вообще о Риге, которая сверху как на ладони.

Действительно, очень хочется, чтобы грандиозные планы удалось осуществить. В противном случае самыми активными гостями на башне вскоре будут лишь крачки, для которых городские власти открыли неподалеку на острове заповедник…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!