Прочитал в "Единой стратегии Латвии", что по уровню жизни мы догоним Европу к 2030 году. Что ж, в 1960-х Хрущеву тоже казалось, что 1980 год — это так далеко. Поэтому он без тени сомнения заявил, что "уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Через 10 лет, еще до наступления "светлого 1980-го", об этом вспоминали разве что в анекдотах. Похоже, это произойдет и со стратегиями наших руководителей.
Кто растит ВВП

А может, они правы? Давайте просчитаем. Сегодня наша средняя зарплата отличается от европейской в 5-10 раз в зависимости от того, с какой страной сравнивать. Возьмем по максимуму — в 10 раз. Если зарплаты у нас будут расти по 10% в год, то, возможно, к 2030-му мы и достигнем нынешнего европейского уровня.

А у нас она растет? Нет! А есть ли перспектива роста? Нет! Мы гордимся ростом латвийского ВВП. Действительно, впечатляющие проценты — от 6 до 8% в год, смотря кто оценивает. Но из чего они складываются, эти проценты роста ВВП? Из прироста сельскохозяйственной продукции? Нет. Она в последние годы имеет только одну неприятную тенденцию — прирост падает! Может, построены новые предприятия? Что-то не видно.

Строительная индустрия растет — это правда. Но очень уж мало прирастает эта отрасль рабочими местами, а главное, скрывает и работающих, и их зарплату, и их налоги. Так что пока от этого роста обществу пользы мало. Кто еще отличился? Торговля! Вот она-то и обеспечивает красивый процент роста ВВП. Хорошо это или плохо? Если смотреть глобально, то плохо.

Во-первых, потому что торговля в образовании прибавочной стоимости не участвует. Во-вторых, система супермаркетов разоряет малые фирмы-производители. С ними эти торговые гиганты, с одной стороны, не хотят работать, а с другой — за счет низких цен давят на конкурентную среду, не позволяя малым производителям выжить. Да, цены в них ниже, чем в маленьких магазинах. Но за счет кого? Это вечером мы — покупатели, а днем — производители. Это у нас же за счет этих низких цен крадется прибавочная стоимость. В-третьих, зарплаты подавляющего большинства сотрудников супермаркетов ниже средней зарплаты по стране. Хочу спросить министра экономики — г-н Луянс, если средняя зарплата 170 Ls, то и пенсия не выше 60 Ls. А как на нее жить? Эти работники не могут заработать нормальных пенсий себе, куда уж им содержать других пенсионеров, а их у нас скоро будет вдвое больше, чем работающих.

Развенчание легенды

Год прошел, новое правительство пока борется с несколькими — даже не десятками — коррумпированными чиновниками, устраивает бесконечные разборки между собой и пугает одного-двух олигархов.

Программы — как последовательно войти в Европу, как, наконец, изменить сложившуюся ситуацию, как использовать возможности предоставляемых нам евроденег — нет. Презентованную "Стратегию" за нее не считаю — это просто декларация. Выходит, что власть взяли, а что с ней делать, как использовать на благо страны — не знают. А нас кормят легендами о благополучии в Европе. На самом деле и в Европе сейчас не лучшие времена. Да, в ведущих странах (не во всех!) — высокий уровень жизни, зарплаты, социального обеспечения.

Но при этом растет неадекватное, мягко выражаясь, отношение к работе, попросту говоря, лень, незаинтересованность, индифферентность. Из-за очень высокой планки социальных благ высоки и затраты в производстве и услугах. Зона покупателей этих высокоценовых и, кстати, уже не такого высокого качества, продуктов уменьшается с каждым днем. Как результат — рост проблем в странах Европы, переориентация рынков на продукцию Азии. Впрочем, не только Азии.

Уже трудно сказать, кто же на самом деле производит продукцию, скрывающуюся за "лейблом" известных фирм. И многие наши латвийские производители участвуют в этом процессе. Они производят продукт на рабских условиях, в Европе на нее просто лепят "лейбл". А этим производителям оплачивают только зарплату и текущие расходы. То есть в создании добавочного продукта — что исключительно важно, за счет чего богатеет общество — наши производители не участвуют. Но даже возможность этого рабского заработка постепенно исчезает, заказчики находят в Азии еще более дешевых рабов.

Что же делать в этой ситуации?

Для начала — разработать государственную политику импортозамещения товаров, анализируя качество импорта и создавая все условия для местного производителя. Должна быть целевая и серьезная пропаганда — не на словах: "Выбирайте латвийский товар", — а на сравнении качества и развенчании легенд о преимуществах западных товаров. Нужно создавать лаборатории оценки потребительских свойств — независимые, что главное, и это будет наглядное доказательство. Нужно было всей этой лавине строящихся супергипермаркетов установить правила игры — обязательное соотношение местных и импортных товаров.

Безусловно, просто так скомандовать торговцам "брать наши товары" — не получится. Нужно повысить и конкурентоспособность нашей продукции. Что для этого нужно в первую очередь? Снять налоговое бремя. Только не напоминайте, что налог на прибыль и так снижают. Это мелочь — у большинства наших предприятий этой прибыли и нет, или она незначительна. Сегодня все ресурсы направляются на воспроизводство.

Снять налоговый пресс с подоходного налога в первую очередь. Стимулировать рост заработной платы — это вернется затем в виде налогов и приведет к оживлению экономики в целом. И необлагаемый минимум установить не на уровне 40 Ls, как робко об этом говорит Ассоциация торговцев, а 80 Ls.

Нужно не закрывать местных переработчиков продуктов питания, а целевым финансированием сделать их конкурентоспособными, особенно в области санитарии. Для чего разработать или вернуться к прежним ГОСТам оценки качества и дотации. Необходимо изменить отношение к бизнесу — и особенно, я еще раз подчеркиваю, к тем, кто создает прибавочную стоимость и обеспечивает рост заработной платы. Если средняя заработная плата станет (помечтаем) 250 Ls, то пенсия работающего уже — 100-120 Ls. Этот уровень и должен стать главной задачей на ближайшие годы. 250 Ls по сравнению с европейской — всего ничего, но для нас это шаг к новой жизни.

Законы должны быть четкими, ясными. Не допускать толкований. Сегодня они составлены так, будто большинство бизнесменов — преступники. Неумышленно сделал в бухгалтерии ошибку — все равно штраф в двойном размере.

Мы, налогоплательщики, наняли чиновников, чтобы они следили за своевременным сбором налогов. А правительство провело через Сейм закон, по которому контроль над уплатой НДС своих партнеров по бизнесу должны делать сами бизнесмены. И в случае чего они тоже наказываются вместе с виновником — кстати, весьма ощутимо. Нонсенс! У меня много партнеров на Западе — так кому ни скажу, никто не верит.

Отдельно хотелось бы рассмотреть положение пенсионеров. Оно ужасно. Самое интересное, что для его улучшения не надо даже изыскивать дополнительное финансирование. Денег Министерству здравоохранения выделяется достаточно. Беда в том, что их расходуют бестолково. Допустим, чтобы улучшить ситуацию с сфере медицинского обслуживания, государству нужно застраховать около 1 млн. человек. Стоимость страховки — около 45 Ls в год, т.е. необходимо 45 млн. Ls. Ясно же, насколько это улучшит ситуацию и для пенсионеров и для врачей. Вопрос в перераспределении затрат.

Много говорят, что главное наше богатство — люди. Но что реально делается для развития этого потенциала, для социальной защиты? Ведь если нынешнюю ситуацию не изменить, Европа просто "высосет" от нас наиболее перспективную молодежь. Какой энергичный и способный человек будет работать в стране, видя перед собой нищету нынешних пенсионеров и зная, что это в перспективе грозит и ему? Нам достанется роль провинции, отсталой и бесперспективной. И через несколько лет мы будем жалеть, что не дали возможности следующему поколению жить в нормальной развивающейся стране.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!