Рассматривая тему качества сегодняшних новостроек, "Телеграф" уже давал слово строителям, девелоперам (тем, кто изыскивает средства и развивает проект), государственным контролирующим организациям. И все-таки нам показалось, что картина будет не полной без мнения независимых экспертов.
У Аркадия Райкина была миниатюра. Клиент приходит в ателье и спрашивает:

— Кто сшил костюм? Кто к пиджаку вместо рукавов штанины приторочил?

— У нас бригадный подряд, — отвечают ему. — Я лично пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?

— К пуговицам претензий нет, стоят насмерть, как солдаты! Получается, что у вас один пришивает пуговицы, другой рукава, а за качество никто не отвечает?!

Эта миниатюра вспомнилась нам во время встречи в Ассоциации независимых экспертов Латвии с Георгием Рогозиным. В ассоциацию объединены специалисты в различных областях. Георгий Рогозин, например, имеет инженерно-строительное образование. Слово "независимые" в названии ассоциации означает, что эксперты не служат ни в какой государственной организации и никакой работодатель не может повлиять на их вердикт.

Мы беседовали в небольшой комнате на улице Тургенева в Риге в окружении пакетов с обувью, коробок с фенами и еще какой-то бытовой техникой. Все эти вещи их хозяева привезли по совету Центра защиты прав потребителей на экспертизу. Ими займутся соответствующие эксперты. А вот к Георгию Рогозину ничего не возят. Он выезжает на объекты сам, потому что сфера его компетенции — все виды строительных и отделочных работ, о чем свидетельствует специальный сертификат. Так, за прошлый год он провел 206 обследований. С учетом праздников и выходных получается — ни дня без экспертизы. По количеству их можно разделить примерно на две равные части: оценка качества нового строительства и экспертиза ремонтных работ.

Нас конечно, в первую очередь, интересовало, обращались ли со своими проблемами те, кто купил квартиру в новом доме.

— Да, обращались, — подтверждает собеседник. — Например, так называемые Tomsona terases. Это очень хороший проект, один из лучших. Но девелоперы продали квартиры без отделки, ограниченные только несущими конструкциями, перегородок не было, сантехники и внутренних разводок электричества тоже не было. Потом начались отделочные работы, которые вели отдельные бригады. И каждая бригада творила что хотела. В целом качество дома вышло не очень. Вообще метод продажи неготового жилья влечет за собой много разных нюансов, в том числе и по отношению к нормативам и стандартам.

Порасспрашивав подробнее, "Телеграф" выяснил, что строители, которых нанимают покупатели недостроенных квартир для отделки, нередко грешат. Например, не соблюдают геометрию стен (просто-напросто делают их кривыми). Не выполняют технические условия системы кнауф (между листами регипса в перегородках закладывается не шумоизоляционная каменная вата, а обычная), вследствие чего перегородки между стенами в таких домах схожи с барабанами. Понасмотревшись на все это, Георгий Рогозин делает вывод:

— Работу должен выполнять профессионал, не нарушая нормативы и стандарты. В стандартах указано, что для конкретных видов работ необходимы материалы с определенными параметрами. Что происходит в реальности? За дело берется бригада, в которой большинство народа вообще без квалификации (учитывая нехватку кадров). Чаще всего такие строители направляют заказ на стройматериа-лы в магазин или на базу. Заказ комплектуют менеджеры, которые, в свою очередь, тоже высокой квалификацией не отличаются. Туда приходят люди, умеющие хорошо продавать, но мало знающие о том товаре, которым торгуют.

И тогда-то под видом той же звукоизоляционной ваты привозится обычная. Низкая квалификация строителей выражается еще и в том, что в погоне за заработком, желая сделать все побыстрее, они не смотрят, как их спешка повлияет на следующий этап.

В Ассоциацию независимых экспертов люди обращаются не только по подсказке Центра защиты прав потребителей. Заказывают экспертизу и покупатели квартир в только еще строящихся домах. Нередко лишь оценкой качества работ дело не ограничивается, эксперты определяют и сумму нанесенного горе-работягами ущерба, что является весомым аргументом для судов.

— Сегодня национальная нормативная и юридическая база для строительства пока очень слабая, — констатирует наш собеседник, — особенно это касается ценообразования и применения различных материалов для конкретных видов работ. Пользуются либо евростандартами, либо ГОСТами, а собственных латвийских стандартов еще нет. Поэтому строители могут лавировать между существующими нормативами. Причем речь идет даже не о черной отделке (когда нет перегородок), качество страдает и в тех зданиях, в которых в последнее время стали продавать жилье с белой отделкой. Этот термин придумали девелоперы для облегчения своей жизни. Покупатель же получает квартиру, в которой не закончено даже покрытие полов и стен. Вот сегодня как раз была экспертиза в Иманте, в двух новых больших высотных домах. Построены они довольно хорошо. Но вот опять же жильцам пришлось нанимать отдельные бригады, чтобы довести до ума стены, пол и потолки. Те, в свою очередь, использовали некачественные материалы. Работы еще не закончены, а пошли трещины, разломы и так далее. Экспертиза выявила также, что под видом дорогой паркетной доски по 37 латов за квадрат была уложена низкокачественная, геометрия этого паркета ни в какие рамки не вписывается, отсюда — щели.

По мнению независимых экспертов, основная беда происходит при строительстве хозспособом. Когда заказчик нанимает одну бригаду для возведения основных конструкций, а вторую, третью и так далее — для выполнения следующих этапов работ по другим договорам. Нередко предыдущая бригада сдает не до конца выполненную работу, приходит следующая бригада с другой квалификацией (выше или ниже), и начинаются трения. Причем каждая бригада при неуклонном росте цен должна втиснуться в смету, оговоренную заключенными ранее договорами. Приходится экономить и строить на грани норматива. В этом случае при необходимости установить, кто виноват, выясняется, что крайних нет. Как говорится, "кто сшил костюм?" Все вышеизложенное дает основание нашему собеседнику утверждать, что современные многоэтажки простоят без капремонта около 20 лет, а индивидуальные особняки и того меньше — лет 5—6.

Термин "белая отделка" придумали девелоперы для облегчения своей жизни. Покупатель же получает квартиру, в которой не закончено даже покрытие полов и стен.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!