Исполнился уже год как по решению Даугавпилсской думы за приезд бригады "скорой" на так называемые "секундарные" вызовы (ситуации, не представляющие непосредственной угрозы для жизни) с больных взимается плата — 2 лата.
Однако жители Даугавпилса и района до сих пор не перестают возмущаться. Температура за 40 — плати, приступы хронических болезней — тоже плати. А что делать тем несчастным, у которых нет ни сантима? Для бедной Латгалии такие случаи не редкость.

Как выяснилось, 2–латовая плата за визит "скорой" — это только цветочки. Минздрав подготовил проект новой реформы. Простых жителей Латвии, по мнению многих медиков, с 1 апреля ожидает настоящий кошмар. Работники Даугавпилсской станции скорой помощи с ужасом ожидают эту дату.

Богатым и здоровым лучше

К частичному покрытию транспортных расходов "скорой" (именно так называется двухлатовый сбор) многие в Латгалии не смогли привыкнуть точно так же, как и к системе семейных врачей. Ну непонятно простым пожилым людям, что в случае острой боли глубокой ночью, возникшей на фоне хронического заболевания, следует обращаться не в "скорую", а к своему семейному врачу. Да и где этого семейного врача ночью разыщешь и когда дождешься? Ведь среднестатистическая нагрузка на каждого двинского семейного доктора — 2000 пациентов.

По словам директора Даугавпилсской станции неотложной помощи Виктора Коснаревича, сотрудники "скорой" деньги из больных не выбивают. А часто случается, что медикам даже стыдно эти деньги брать: видно, что человек живет в нищете.

— Мне очень хотелось бы, чтобы люди поняли, что первичную помощь при несчастных и тяжелых случаях, когда представляется угроза жизни больного, "скорая" оказывает и будет оказывать бесплатно, — говорит В. Коснаревич. — И большинство жалоб на нас связано как раз с тем, что многие этого просто не понимают или по старинке воспринимают нашу службу как инстанцию, решающую социальные проблемы. Могу привести конкретный пример. Житель села приехал в докторат Даугавпилса, врач выписал ему направление в больницу, сельчанин поехал домой, урегулировал массу дел, собрал вещи и вызвал "скорую".

— Я тоже могу привести конкретный пример. У 85–летней женщины, которой только два дня назад сделали сложную операцию, неожиданно ночью поднялась температура под 40.

— Подобный случай — из разряда платных секундарных вызовов. Потому что высокая температура сама по себе не является, согласно правилам об оказании неотложной помощи, веским поводом для вызова "скорой". Исключением являются дети до трех лет, а также случаи, когда температура осложнилась судорогами, нарушением дыхания, бредом, потерей сознания.

Медицинские парадоксы

По словам В. Коснаревича, в Даугавпилсе Станция неотложной помощи сегодня испытывает те же проблемы, что и подобные в других городах Латвии: нехватка врачей, пожилой медицинский персонал, отсутствие санитаров, способных транспортировать лежачего больного, низкие зарплаты. Только нагрузка у местных медиков на порядок больше — на 11 бригад в среднем приходится 140 вызовов в сутки (для сравнения: в Лиепае — только 40). Введение двухлатовой платы за вызов нагрузку не снизило и финансовые показатели не улучшило. Положение усугубляется несовершенством латвийского законодательства: машины у "скорой" считаются оперативными, а персонал — почему–то нет, система семейных врачей в Латвии давно введена, но до конца так и не продумана. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Одного нашего врача — женщину 60 лет — парализовало прямо на рабочем месте в то время, когда она реанимировала больного. Последние специалисты к нам пришли еще 10 лет назад. Новых, желающих отведать "прелестей" адской работы за гроши, нет. В семейной медицине тоже масса брешей, из–за которых достается "скорой". Некоторые эскулапы, вместо того чтобы выписывать своим пациентам направления в больницу, советуют обращаться в "скорую". Экономят. А с онкологическими больными, несчастными, страдающими людьми, которых всем, в том числе и нам, очень жаль, вообще иногда поступают бесчеловечно. Эти больные вызывают "скорую", чтобы наши сотрудники приехали и сделали им укол — ввели их же лекарство. Хотя семейный врач за ежедневные уколы обреченным пациентам получает деньги… Ездим же мы в большинстве подобных случаев бесплатно. Пока… Потому что уже с 1 апреля возможности проявлять милосердие мы, скорее всего, будем лишены.

Эксперимент на людях

По проекту минздрава, с 1 апреля семейный доктор сам будет устанавливать плату за визит к пациенту на дом (то есть потолок в два лата отменяется, доктор может требовать с лежачего больного хоть 15 латов, хоть 20), а все секундарные вызовы "скорой" пациентам придется оплачивать в полном объеме. На сегодняшний день в Даугавпилсе вызов фельдшерской бригады "скорой" обходится в 10 латов, врачебной — 15 латов. Гарантий того, что цены не подскочат уже в самое ближайшее время, нет.

— Мы с ужасом ждем апреля, — признались газете "Вести Сегодня" медики "скорой". — Предполагается, что Министерство здравоохранения секундарные вызовы нам больше оплачивать не будет, в связи с чем мы сразу потеряем 30% и без того не слишком щедрого финансирования. Будем продолжать ездить на вызовы из милосердия — у сотрудников "скорой" не будет ни зарплат, ни бензина, ни лекарств. Не будем ездить — нас будут считать зверьми. И если сегодня пациенты часто жалуются на двухлатовую плату, то чем же для Латгалии обернется новая медицинская реформа? Трудно даже представить…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!