Не для того в НАТО вступали, чтобы с Россией дружить
"Латвия — Россия — X" — под таким названием комиссия стратегического анализа при президенте ЛР выпустила недавно последний сборник, составленный во времена Вике–Фрейберги. Обозначенные как "научно–исследовательские", материалы тем не менее представляют достаточно убогонькую нарезку антироссийских глупостей и гадостей — впрочем, что еще можно ожидать от магистрантов и докторантов ЛУ, которые по молодости, наверное, и в России–то не бывали…

В чем сила, брат?

Тем не менее один примечательный текст и видный автор обращают на себя внимание. Эдгарс Ринкевичс — государственный секретарь Министерства обороны, фактически возглавляет военное ведомство с конца 90–х, еще с донатовских времен. Министры–политики приходят и уходят, а Ринкевичс рулит аппаратом. В какую же сторону он направляет военную мысль Латвии? Уже в первом абзаце своего исследования "НАТО, Россия и Латвия — вид новых отношений?"

Э. Ринкевичс утверждает, что ЛР и РФ имеют "принципиально различное понимание региональной безопасности и принципов международных отношений". Как интересно — может быть, Латвия с Россией тайно вышли из ООН, ОБСЕ и Совета Европы, никому не сказав? Ан нет: всему виной, оказывается, "постоянное напряжение", в которое вгоняет "ярко негативное отношение" России к расширению НАТО.

"Россия не удовлетворена существующим порядком вещей и решила против него активно бороться", — считает госсекретарь. "Россия всегда стремилась вопросы международной безопасности решать по традиционной теории международных отношений — равновесия сил и в стиле европейского концерна XIX века". Экая отсталость! Ныне ведь все иначе: "Силу и влияние НАТО во многом определяет то, в какой мере США усматривают в альянсе инструмент для разрешения своих национальных интересов". Вот так — служим Америке, и точка.

Смелый красно–бело– красный флажок

Латвия & Co внутри Североатлантического пакта хоть с военной точки зрения близки к нулю, но с политической даже очень полезны: "Вступление новых стран Восточной Европы в НАТО уравновесило размер сил в альянсе между США и теми странами, у которых отдельный взгляд на сущность НАТО". То есть "старой Европой", на противоречиях которой с США пыталась — и, как признает Э. Ринкевичс, небезуспешно — играть Москва. В рамках совета НАТО — Россия последняя использует тему "возрождения фашизма" (Э. Ринкевичс иронически ставит ее в кавычки). В то же время он напоминает о Чечне: "Нет единого понимания, кого считать террористами".

Государственный секретарь минобороны Латвии как–то наивно обижается на Россию, которая "почти ни­сколько не реагировала на новость о проведении совещания руководителей государств и правительств НАТО в Риге". Это, мягко выражаясь, не совсем так: вспомним, как недели и месяцы до саммита спецслужбы ЛР с выпученными глазами и надутыми щеками рапортовали о невиданной активности ненатовских разведок. А какого шума наделала изящная "активка" с несостоявшимся визитом в Ригу Путина по приглашению Ширака! Весь информационный эффект от саммита был смазан как мокрой тряпкой. А г–н Ринкевичс говорит — Москва "не реагировала"… Да если они так "не реагируют", что ж будет, когда начнут?!

Почему Латвия не ратифицировала ДОВСЕ

Хотя были времена, когда Россия от щедрот была готова отдать часть вооружений СССР и прибалтам.

Э. Ринкевичс приводит почти сенсационные данные: оказывается, в рамках Договора об ограничении обычных вооружений в Европе Латвии и Эстонии хотели предоставить квоту по 200 танков, Литве — 250. Боевых самолетов, соответственно, по 40 и 60, а вертолетов всем по 30. Однако согласно госсекретарю минобороны, "Эстония, Латвия и Литва только создавали свои вооруженные силы и НЕ ХОТЕЛИ принимать ограничения".

Книга комиссии по стратегическому анализу писалась еще до того, как Россия вышла из ДОВСЕ, чего от нее никто не ожидал, и поэтому Э. Ринкевичс вполне откровенно высказывается о политике альянса в этом вопросе: "Латвии пока НЕВЫГОДНО отступать от позиции, которую занимает НАТО, ибо, если допустить компромисс в этом вопросе, пропадут гарантии, что у этого договора будет большое значение в будущем".

Замечательно, а сейчас, когда участие в ДОВСЕ заморозила Россия, у него блестящее будущее? И разве не в провоцировании Москвы на это и была цель балтийской неуступчивости?

На Кавказ, каравиры!

Еще один конек Риги — это поддержка всех и вся на пути в НАТО. "Латвия своими приоритетами осознанно избрала Грузию, Украину и Молдову, ибо как общая история, так и понимание ситуации в этих странах дают преимущества со старыми странами–членами НАТО и ЕС". Во какие мы крутые, оказывается! А слабо в связи с этим для начала посольства в Кишиневе и Тбилиси открыть? Или мы черпаем наше "понимание ситуации" из американских статеек, подготовленных для газеты Diena?

Э. Ринкевичс высказывается: "Ясно выраженное желание Грузии стать страной–членом НАТО и активное противодействие России с использованием как дипломатических средств, так и сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии может привести к серьезной эскалации ситуации. НАТО по возможности быстрее нужно было бы решить вопрос о присвоении статуса Плана участия в НАТО этой стране. Быстрые и последовательные действия НАТО могли бы предотвратить кризис в Кавказском регионе и доказать дееспособность НАТО. Задержки и опасения могут только служить поощрением России. Латвии надо быть последовательно поддерживающей расширение…"

То есть Э. Ринкевичс предлагает НАТО ввязаться в серьезную авантюру — распространить гарантии безопасности, а в потенциале — "ядерный зонтик", на страну с вопиющими территориальными и национальными проблемами, погрязшую в коррупции и нищете. По сути, на классическое failing state, единственной зацепкой которого является заискивание перед США и предложение себя в качестве "прифронтовой базы".

По большому счету, таковой же является и политическая философия Э. Ринкевичса, которую он в течение последних десяти лет навязывает военным Латвии. В результате наша армия становится из нормы — защитников родной земли — сборищем профессио­нальных ландскнехтов, готовых отправляться воевать за чужие идеи и нефть. А ведь все могло быть иначе — и у нас была бы действительная военная и политическая независимость.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!