Говорить о политических последствиях происходящего пока еще рано. Но в любом случае можно сказать, что это самое громкое и самое "неполиткорректное" задержание в новейшей истории Латвии. Латвийские спецслужбы хоть и косвенно, но указали на то, что Россия может быть причастна к громким взрывам на территории Латвии. Теперь остается надеяться, что Полиция безопасности (ПБ) сможет предоставить убедительные доказательства вины задержанного омоновца Дмитрия Машкова.

Что говорят спецслужбы

Как официально было сообщено, Дмитрий М., 1971 г. рожд., проживает в Санкт-Петербурге, гражданин России. Задержан в понедельник на территории Латвии, сейчас находится в изоляторе временного содержания, в течение 72 часов ему должна быть определена мера пресечения.

На вопрос, хватает ли доказательств причастности его к взрыву, от ПБ последовал уклончивый ответ: "Доказательства собираем". Но как говорит замначальника ПБ Дидзис Шмитиньш, для того чтобы задержать Дмитрия, доказательств собрано достаточно. Это пока все. Информация для прессы лимитируется строжайшим образом. Более того, по нашей информации, ограничения существуют и внутри самой спецслужбы. Доступ к делу имеет минимальное количество сотрудников ПБ. Не говорится даже, при каких обстоятельствах и где производилось задержание.

Неофициальная информация

Как выяснил "Телеграф", Дмитрий Машков скорее всего был только рядовым бойцом Рижского ОМОНа. Бывшие омоновцы его не припоминают. "Я даже не помню такую фамилию. Это первое время в ОМОН принимали по жесткому отбору. А уже в последние месяцы в отряд начальство принимало всех без разбора", — говорит Айвар Чивкулис, один из немногих осужденных в Латвии омоновцев.

Машков не проходил и по громким эпизодам в уголовном деле ОМОНа. Несмотря на это с него когда-то взяли подписку о невыезде. Тем не менее Машков уехал, его объявили в розыск. Но дело в 1996 было прекращено. Телеграф также выяснил, что после приобретения российского гражданства Дмитрий не раз приезжал в Латвию. Как, впрочем, и другие омоновцы, в том числе, в отличие от Машкова, далеко не рядовые и все еще не вычеркнутые из списка разыскиваемых лиц. И все об этом вроде бы знали.

Версии

Самое главное — ПБ молчит о такой вещи, как возможные мотивы преступления. А в эфире телекомпании LNT шеф ПБ Янис Рейникс вообще заявил, что мотивы до сих пор не понятны. Но еще раз надо повторить: Машков задержан по подозрению в соучастии в организации взрыва. То есть подразумевается, что он был не один. Таким образом, можно автоматически исключить версию о террористе-антисемите и террористе- психе. По логике вещей, остается или криминальная разборка, или политика. Как удалось узнать, в ПБ это называют "сложной комбинацией".

Надо добавить, что Дмитрий Машков — уже не первый подозреваемый во взрыве синагоги. Первым стал литовец Леонард Бутелис, ранее задержанный по подозрению во взрывах универмага Centrs. Таким образом, мы получаем действительно "сложную комбинацию", состоящую из международной преступной группировки, ведущей террористическую деятельность на территории Латвии. Причем некоторые латвийские политики говорят, что в этом нет ничего удивительного.

"Причастность российских спецслужб не исключена. Кому нужна синагога в Латвии, если честно говорить? Она нужна только для международного скандала. Я не исключаю, что к делу причастны и российские спецслужбы. Все эти взрывы ориентированы больше на политическую огласку, направлены на то, чтобы "притормозить" путь Латвии в НАТО и показать, что у нас недемократическое государство", — сказал вчера Александр Кирштейнс, депутат Сейма от Народной партии и зампредседателя Комиссии по внутренним делам и обороне.

История

Весной 1998 г. Латвия и Россия находились на пике информационной войны. Избиение пенсионеров у Рижской думы, день памяти легионеров Waffen SS, взрыв у синагоги в Старом городе и взрыв у российского посольства — вот события, в которых Рига видела "руку Москвы", а Москва без устали обвиняла "латвийских фашистов". Версий взрыва у синагоги было много, в том числе и самых невероятных. Тогдашний министр внутренних дел Зиедонис Чеверс щедро раздал выговоры и предупреждения. Больше всех пострадал начальник Госполиции Алдис Лиелюксис, лишившийся кресла. Вчера же Зиедонис Чеверс был намного молчаливее. "Пока полиция не сделала какого-то официального заявления, мне сложно давать комментарии", — сказал он.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!